18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»

Сергей Чобан.  Фото: Holger Talinski/SPEECH
Сергей Чобан.
Фото: Holger Talinski/SPEECH
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет

Ваше решение фасада здания Третьяковки в Кадашах, где в окна помещены репродукции шедевров, у многих вызвало недоумение. Почему этот фасад вам кажется уместным и правильным?

Мне он кажется не просто уместным, а абсолютно знаковым. Прежде всего, не спутаешь: это фасад не просто музея, а Третьяковской галереи. Я убежден, что через какое-то время, когда период привыкания пройдет, это здание будет полностью ассоциироваться с главным собранием русского искусства, во всяком случае в Москве. Наверное, многие подумали, что это слишком простой, почти как в букваре, показ. Но мы должны жить с тем, что это искусство, которое больше чем искусство. Оно не становится за счет этого примитивнее, но это мем, это… ну не знаю… как в мировом масштабе «Мона Лиза». «Мона Лиза» — это больше, чем Леонардо. На мой взгляд, у Леонардо есть картины лучше. «Дама с горностаем», например. Но она никогда не разделит популярность с «Моной Лизой». И вот такие картины есть в русском искусстве, и они представлены как иконы. Иконы в смысле мема. Это резкий, почти плакатный ход, он вызвал в том числе и критику. Мне это понятно, но мне кажется, что не критикуют то, что остается незаметным. Да, в архитектурном поле эта фраза почти провокационная сейчас, но в отношении здания Третьяковской галереи это абсолютно уместный жест.

Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Фото: Илья Иваноd/SPEECH
Корпус Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
Фото: Илья Иваноd/SPEECH

Правильно ли я понимаю, что рисунок окон был уже задан, когда вы включились в проект, и вы придумали поместить в них такие репродукции?

Мы выиграли заказной конкурс. В конкурсе были заданы не стекла, а помещения ресторанов и кафе, которые должны были получить окна. А уже конкурсанты решали, как их разместить и какой облик им придать на фасаде. Я придумал сделать окна как шпалерную развеску. Очень легко было спутать музей со зданием любого другого назначения. И в этой связи сделать эти окна картинами — ход, безусловно, абсолютно прямой и абсолютно, так сказать, простой, но не плоский, как кажется кому-то. И я готов об этом спорить и дискутировать.

Да, но не кажется ли вам, что было достаточно намека, без самих картинок в рамах?

Абсолютно недостаточно. И я считаю, что возможны такие буквальные ассоциации. Я специально прошел это пространство изнутри. В тех местах, где ты оказываешься вместе с «Царевной Лебедью», например. Это очень забавно и мило, я считаю. И думаю, что там многие будут делать селфи и радоваться. Вообще, здания — это часть публичного, общественного пространства. Люди с ними взаимодействуют. Они должны не угадывать, а узнавать.

Фрагмент фасада корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной. Фото: Илья Иваноd/SPEECH
Фрагмент фасада корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной.
Фото: Илья Иваноd/SPEECH

Вы сейчас сделали дизайн выставки русских импрессионистов «Изображая воздух». Вы отталкивались от архитектуры здания Музея русского импрессионизма, этого цилиндра, врезанного в прямо­угольную конструкцию?

Да. Экспозиция сделана Александрой Шейнер и мной. Экспозиция и отталкивалась, и смыкалась с архитектурой здания. Мне кажется важнейшим в архитектуре здания соотношение квадратного и мягкого, прямоугольного, ортодоксального и округлого. И понятно, что импрессионизм существовал не в безвоздушном пространстве. Потому что рядом существовал Салон, вот эти наследники академизма. В России это были… не знаю… Семирадский и его последователи. И вот это ортодоксальное, квадратное и плавное, мягкое, — эти начала, мне кажется, хорошо пойманы. Мы сделали мягкие линии, которые ведут человека. Вот здесь мне не казалось, что нужен какой-то прямой ход, потому что у русского импрессионизма нет прямого хода. Это и часть глобального течения, и есть в этом что-то очень свое, что-то очень русское, российское. И каждый должен об этом сам подумать и принять решение, что здесь подражание, как долго говорили про Грабаря. Или, как в замечательной повести Юрия Нагибина «В те юные годы» герою, пожилому теннисисту и импрессионисту русскому, советскому потом, говорили приезжие из-за границы: «Как же хорошо! Жалко, что так поздно». Но на самом деле у искусства-то нет «рано» и «поздно».

Ну, как сказать.

А я думаю, что так и сказать, потому что иначе каждый второй собор с купольным завершением можно было бы признать плагиатом. Поэтому мне кажется, что именно качество самого искусства важно. Мне казалось, что нужно создавать экспозицию, где каждый составит себе спокойное представление об этом. Чтобы не было давления. Потому что это блокбастер. Но это не блокбастер, условно, уровня Врубеля. Все знают, кто такой Врубель. Все знают, кто такой Васнецов. Или все знают, что если в эпицентре зала висит Караваджо, то его пропустить нельзя. А здесь нужно, чтобы каждый дошел до своего шедевра сам, дошел в прямом и переносном смысле. И мы сделали такую экспозицию. Она вся пастельная, она вся мягкая.

Ваш дизайн выставок и Врубеля, и Васнецовых в Третьяковке был резкий и яркий, а здесь — сдержанный. Для вас, мне кажется, не самая характерная экспозиция.

Но здесь я счел это абсолютно уместным. А в другом месте я счел бы это абсолютно неуместным. На выставке Семирадского, которую мы тоже делали, была другая экспозиция: неоклассика, ряд пилонов, крупные жесты, амфитеатр, взгляд на главную картину. И вот это полная противоположность.

Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма. Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма
Выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Василий Буланов/Музей русского импрессионизма

Вы считаете, что у архитектуры должен быть какой-то «вау-эффект», наверное. И вот сейчас мы имеем странный проект нового цирка. Или гигантские башни вместо здания СЭВ. Вы как к этому относитесь? Это нормально? Как нам к этому относиться?

Мне кажется, во всем этом разговоре мы немного отстали от мировой дискуссии, которая ведется уже не первый год. Я в свое время сделал, на мой взгляд, знаковую — и для многих она была таковой — экспозицию в Институте графики в Риме, где я обратил внимание на то, что новый слой европейских городов может быть таким, что мы сами удивимся (в скобках — ужаснемся) тому, что произойдет. К сожалению, такие видения многие воспринимают просто как больные фантазии некоего отдельного архитектора. Но на самом деле это предзнаменование. Я же там что сделал? Я приобрел четыре оттиска Пиранези (выставка называлась «Оттиск будущего», к 300-летию Пиранези). И в них я вгравировал новые, какие-то футуристические и, в общем-то, ужасные видения. Тем самым что я хотел сказать? Что город — это не законченный шедевр. К сожалению, большой город, город-миллионник — это шедевр (или не шедевр), который постоянно дописывается. Как Репин приходил в музей и дописывал «Ивана Грозного».

Но его за это все хотели растерзать.

С городом так поступить невозможно. На эту тему нужна серьезная международная дискуссия. О том, что сегодня для нас европейский город, что в нем допустимо, а что нет. Вспомните «Огурец» Нормана Фостера в Лондоне, танцующее здание Фрэнка Гери в Праге.

Давайте говорить здесь о чувстве меры. Его никто не отменял. Но давайте начнем дискуссию, где будем говорить об этом явлении в архитектуре европейского города вообще, об этом новом слое. Он не с этими двумя проектами в Москве возник. Просто мы все время глаза закрывали и думали: это еще не так высоко, это еще не так ярко. Легче всего сказать: вот до этого момента было хорошо, а вот это уже плохо.

Культурно-просветительский центр «Зотов». Фото: Дмитрий Чебаненко/SPEECH
Культурно-просветительский центр «Зотов».
Фото: Дмитрий Чебаненко/SPEECH

Это сложно. И брежневская архитектура не всеми любима.

Брежневская архитектура была еще совершенно в другой парадигме. Брежневская архитектура — это было упрощение классики. Знаете, вот есть такое выражение Альберта Эйнштейна: «Просто, как только можно, но не проще». Вот брежневская архитектура была уже чуть проще, чем «как только можно».

То есть вы ее не очень уважаете?

Я ее очень уважаю. Я считаю, что город должен сохранять каждый свой слой. Я же консервативный человек. Я люблю через 30 лет вернуться и увидеть то же здание, которое было 30 лет назад. И я, кстати, многие здания так сохранил в Берлине. Они не были памятниками, они даже не были какими-то супервыдающимися. Но, когда в 1990 году я первый раз приехал в Берлин, я это здание видел там и оно мне понравилось. И когда я участвовал в конкурсе, я был единственный, кто в нем ничего не изменил, только санировал. И мы выиграли этот конкурс.

А вот феномен появления новых, суперконтрастных слоев с разной долей вкуса, иногда с малой долей вкуса — вот об этом надо говорить. Потому что опасность сделать вещи безвкусные сегодня в рамках этого подхода особенно велика. Потому что этот подход как бы разрешает все. У нас есть, конечно, архитектурная школа, но у нас нет канона. То есть то, что делается сегодня, — так не делалось 30 лет назад. А 50 лет назад вообще так не делалось.

Да, другие технологии, опять же.

Мы меняемся. Я давно об этом говорю, что сегодня архитектору трудно. Где мы позволим это, а где нет? Где мы заложим простор для контраста, а где нет? Где небоскреб будет заметкой на полях, а где непозволительный снос заметного, вросшего в ткань города объекта окажется просто вырванной из его истории страницей? Но, пока эта дискуссия не ведется, нам остается только удивляться. 

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+