18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

TEFAF: распятие Микеланджело и часослов Екатерины Арагонской

Стенд Jorge Welsh gallery на ярмарке TEFAF 2025.  Фото: Loraine Bodewes / Tefaf
Стенд Jorge Welsh gallery на ярмарке TEFAF 2025.
Фото: Loraine Bodewes / Tefaf

На главной ярмарке старого искусства представлены работы Веласкеса, Тициана и Пикассо, а также скульптура, которая, как полагают, была создана Микеланджело

Европейская ярмарка изящных искусств TEFAF (до 20 марта) открылась в Маастрихте на фоне падения фондовых рынков США, нестабильной геополитической ситуации, ужесточения правил импорта некоторых категорий произведений искусства в Европу и определенно столкнулась с многочисленными трудностями.

И все же, несмотря на эти трудности, галеристы заявили, что довольны своим участием. Они не возлагали больших надежд, но первые продажи, резервы и интерес во многом успокоили их нервы.

Как всегда, экспонентов очень воодушевил приезд необычайного количества музейщиков, попечительских групп и кураторов, включая представителей Метрополитен-музея, Чикагского института искусств, Лувра — Абу-Даби, Тейт, Эрмитажа, Лувра — полный список занимает восемь страниц. Затем были толпы частных коллекционеров, среди которых был Кристиан Леветт, открывший частный музей на юге Франции, посвященный исключительно женщинам-художницам.

Ярмарка всегда предлагает разнообразие работ, от самых классических старых мастеров до потрясающе необычных произведений. Самой дорогой работой, по-видимому, стала большая и довольно хаотичная работа Пикассо «Спящие» (1964), выставленная за $50 млн на стенде Landau Fine Art.

Пабло Пикассо. «Спящие». 1964.  Фото: Tefaf / Landau Fine Art
Пабло Пикассо. «Спящие». 1964.
Фото: Tefaf / Landau Fine Art

Однако самые обсуждаемые произведения и темы на ярмарке были другие. Trinity Fine Art из Лондона представила нежную работу Тициана и Джироламо Денте «Мадонна с Младенцем и святой Марией Магдалиной» (без даты, в резерве). На том же стенде также можно увидеть ​​«Мучения святого Антония», работу фламандских мастеров XVII века, выполненную по мотивам одноименной гравюры Мартина Шонгауэра. На ней изображены всевозможные крылатые и когтистые монстры, травящие бородатого святого. Привезенная на ярмарку по временной лицензии, работа должна быть возвращена в Италию, где она была обнаружена и должна оставаться только в этой стране.

Еще одно произведение, ввезенное на время, — удивительный Веласкес, «Преподобная мать Иеронима де ла Фуэнте» (1620), портрет грозно выглядящей монахини, которая путешествовала по миру и основала первый монастырь на Филиппинах. Она изображена держащей — даже размахивающей — бронзовым распятием, и лондонский дилер Стюарт Локхед разместил рядом с портретом скульптуру распятого Христа, предположительно созданную Микеланджело и оцененную в €1,8 млн. Это одна из двух версий скульптуры, изначально находившихся в монастыре в Толедо, другая находится в Прадо, и поэтому галеристы надеются, что версию с TEFAF можно будет экспортировать из Испании, как только для иностранного покупателя будут подготовлены документы.

На ярмарке представлены и другие известные имена, включая небольшую, но привлекательную работу ван Гога «Натюрморт с двумя мешками и бутылкой» (1884) ($4,4 млн) и «Цветы в вазе на нотах» Гогена (1874–76), обе из новоорлеанской галереи M.S. Rаu.

В разделе «Витрина» выставляются новые галереи. Рафаэль Дураццо привез в Нидерланды абстракции Хиллы фон Ребай, подруги, доверенного лица Соломона Гуггенхайма и первого директора будущего Музея Гуггенхайма; цены на ее работы варьируются от $15 до 200 тыс. В целом, большой акцент делался на работах художниц, и Леветт купил на стенде галереи Полин Павец портрет Мари Бракемон (1840–1916), одной из немногих женщин-импрессионистов, которую сейчас заново открывают.

Стенд Stuart Lochhead на ярмарке TEFAF 2025.  Фото: Jaron James / Courtesy of Stuart Lochhead
Стенд Stuart Lochhead на ярмарке TEFAF 2025.
Фото: Jaron James / Courtesy of Stuart Lochhead

Произведения декоративно-прикладного искусства на TEFAF всегда изумительны, а многие из них могли бы стать достойными экспонатами кунсткамеры. Среди них — керамический водосточный желоб XVI века, украшенный османскими цветами, из иерусалимского Купола Скалы, одного из ранних памятников исламской архитектуры (Sam Fogg, около €500 тыс.); керамический кувшин династии Сун, до краев наполненный бронзовыми монетами (Vanderven Oriental Art), одежда инуитского ребенка из тюленьих кишок (Patrick Mestdagh) и анатомическая модель женщины начала XVII века почти в натуральную величину, предложенная Kugel и оцененная, по словам директора галереи, в «небольшую семизначную сумму в евро».

В этом году реставрационный фонд TEFAF в размере €50 тыс. был передан Музею Конде в замке Шантийи для восстановления рукописи XV века «Великолепный часослов герцога Беррийского», который реставрируется и будет экспонироваться с июня по октябрь.

Кстати, на ярмарке на стенде Jörn Günter Rare Books представлен изысканный часослов, сделанный для Екатерины Арагонской около 1509 года, на котором изображены она и ее муж Генрих VIII.

Франк Празан из Applicat Prazan был настроен оптимистично в первый же день работы ярмарки, продав три работы, включая симпатичную абстрактную композицию Сержа Полякова Composition en bleu (около 1953 года) за €1,3 млн. «Ярмарка началась для меня хорошо, и я заинтересовался другими работами», — сказал он.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+