Главный испанский музей современного искусства — Центр искусства королевы Софии в Мадриде — значительно расширил свою коллекцию, пополнив ее 470 новыми произведениями. Инициатива призвана подчеркнуть приверженность музея принципам гендерного равенства и расового разнообразия. Более половины приобретенных работ созданы женщинами, а значительная часть — представителями малых народов и этнических групп, которых прежде в собрании центра было недостаточно. Многие авторы — подающие надежды молодые художники, чьи имена еще не вошли в анналы истории искусства.
В прошлом году сама институция приобрела около 100 работ, еще почти 140 произведений ей предоставило Министерство культуры Испании, а около 160 экспонатов передали в дар галереи, художники и коллекционеры. Благодаря Фонду Центра искусства королевы Софии, целью которого является развитие культурного сотрудничества и вовлечение общественности в деятельность музея, в собрание поступило еще 80 работ, большинство из них также переданы в дар. Всего на пополнение коллекции было потрачено почти €8 млн.
Расширение собрания приурочено к запланированному на март 2026 года открытию обновленной постоянной экспозиции, которая представит историю искусства с конца 1970-х годов до наших дней. «Мы создаем новые нарративы, — рассказал нам директор музея Мануэль Сегаде. — Это требует нового подхода к репрезентации истории искусства, поэтому сейчас самое время включить в нашу коллекцию работы молодых художников и авторов, чьи имена не на слуху».
Что касается новых поступлений, то более половины — 56% — этих работ создано женщинами, и это значительно больше, чем в 2022 году, когда художницы составляли 37% авторов новых экспонатов. По словам Сегаде, музей взял курс на то, чтобы коллекция соответствовала принципам принятого в Испании в 2007 году закона о гендерном равенстве. В частности, он обязывает государственные учреждения поддерживать женщин в культуре. Директор музея отметил, что пока доля художниц в коллекции менее 20%, и выразил надежду, что через десять лет этот показатель приблизится к 40%. Среди недавних приобретений — работа Анхелес Сантос Торроэльи «Маркиза де Алькибла» (1928).
При выборе новых экспонатов в прошлом году особое внимание уделили так называемому переходному периоду в Испании 1970-х годов — в коллекцию вошли скульптуры Серхи Агилара, инсталляции Хосепа Понсати и живопись Карме Агуаде. Также музей приобрел произведения современных испанских художников, таких как Хоан Морей и Рубен Грило. Среди поступлений — работы испанского художника африканского происхождения Рубена Эрмосильи Бермудеса, колумбийца Мигеля Анхеля Рохаса и коллаж Mitológicas 2 (2023) представителя коренных народов Амазонии Денилсона Банивы.
Мануэль Сегаде подчеркивает, что подход к отбору новых работ стоит рассматривать не как «банальную погоню за политкорректностью или феминизмом», а, скорее, как стремление наиболее полно отразить эволюцию современного искусства. «Это связано не столько с интересами музея, сколько с самой природой современного искусства, — говорит он. — Его невозможно понять, не учитывая гендерные вопросы или роль этнических групп».
Привлечение частных пожертвований, в основном от коллекционеров из Латинской Америки, способствовало диалогу и, как отмечает Сегаде, «открыло для коллекции новые горизонты».
Он также добавляет, что музей сделал ставку на молодых художников.
«Приобретать работы молодежи — огромный риск, потому что в коллекцию попадают вещи, авторы которых, возможно, так и не станут знаменитыми, — объясняет он. — Но, даже если работу лет через 20 забудут, в ней все равно останется ценность как в типичном отражении своей эпохи». По его словам, «если художникам позволено ошибаться, то и музеи должны иметь такое право».