18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Шелковый путь привел из Нью-Йорка обратно в Коломну

Старинное произведение ручного ткачества вернулось на родину три года назад.  Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
Старинное произведение ручного ткачества вернулось на родину три года назад.
Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В музее-лаборатории «Шелковая фабрика» в специальной витрине — чем-то среднем между часовней и саркофагом — демонстрируют драгоценную канаватную фату. Старинное произведение ручного ткачества вернулось на родину три года назад, но ждало своего часа

Этому женскому головному покрывалу из шелка с золотным узором в музее-лаборатории «Шелковая фабрика» (часть музейно-творческого кластера «Коломенский посад») выделен целый затемненный зал, в котором звучит музыка Альфреда Шнитке. Сама канаватная фата заключена в цилиндрическую витрину, создающую нужный микроклимат. Архитектура витрины такова, что зритель как бы остается один на один со старинной шелковой тканью, которую здесь иначе, как «текстильной драгоценностью», не называют.

Название «канаватная» связано с историческим местом производства шелковых тканей — городом Канават на территории Палестины (сейчас — Сирия). В России канаватки были частью традиционного костюма, их накидывали поверх кокошника. То, что в XVII веке было в обиходе знати, в XVIII–XIX веках, пока бытовал сарафан, носили купчихи и зажиточные крестьянки. А производство таких шелковых покрывал переместилось сначала в Астрахань, потом в подмосковную Коломну, которую стали называть «русским Лионом» за качество и художественное разнообразие шелковых тканей.

Экспонирование канаватной фаты в вертикальной витрине стало возможным благодаря приемлемой сохранности шелкового покрывала. Но некоторые реставрационные работы ему все-таки предстоят.  Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
Экспонирование канаватной фаты в вертикальной витрине стало возможным благодаря приемлемой сохранности шелкового покрывала. Но некоторые реставрационные работы ему все-таки предстоят.
Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»

В Коломне в середине XVIII — первой трети XIX века были десятки шелкоткацких фабрик, работавших с покупным шелком-сырцом. Здесь производили множество наименований тканей, в том числе платки и канаватные фаты, на которых специализировались купцы Лажечниковы и Левины. В канаватках, которые длиннее и шире головного платка, середина заткана четким геометрическим орнаментом из кругов или квадратов, а кайма украшена абровым узором — из изломанных полос, характерных для среднеазиатских тканей. Золотной орнамент на них сделан в технике выборного ткачества: нить была такой дорогой, что ее старались использовать очень экономно и только в пределах орнамента.

Производство было полностью ручным, на особых широких станках, так что ткань получалась действительно драгоценная. Когда в 1840-х годах ручное ткачество было вытеснено жаккардовыми машинами и канаватки делать перестали, они сразу перешли в разряд коллекционных раритетов. Интересный момент: как рассказала Екатерина Ойнас, куратор проекта, сотрудники «Коломенского посада» решили, что их музею просто необходима канаватная канва, увидев ее на выставке «Щукин. Биография коллекции» в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2019 году.

А вот в самой Коломне ни одной такой не было. Создание собственной коллекции и возрождение темы шелка стали одной из целей местного музейного сообщества. Наталья Никитина, руководитель музейно-творческого кластера «Коломенский посад», так подытожила пройденный этап: «Пять лет назад мы дерзко и амбициозно назвали себя „Шелковой фабрикой“ (по сути, это были голые стены, мы и наше большое желание вернуть в город шелковую тему). В наших планах — возродить технологию производства коломенского купечества, Бабаевых и Левиных. Невероятно сложно и настолько же восхитительно красиво».

Архитектура витрины такова, что зритель как бы остается один на один со старинной шелковой тканью, которую здесь иначе, как «текстильной драгоценностью», не называют. Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»
Архитектура витрины такова, что зритель как бы остается один на один со старинной шелковой тканью, которую здесь иначе, как «текстильной драгоценностью», не называют.
Фото: Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»

В 2021 году на торгах Sarajo Antique Textiles в Нью-Йорке появилась коломенская канаватная фата (это уникальный тип текстиля, образцы есть не только в Эрмитаже и Русском музее, но и в Метрополитен-музее и Музее Виктории и Альберта, так что атрибуция была точной). Ее купить не успели, она ушла к коллекционеру русского происхождения из Италии. Но — чудо! — почти сразу же появилась вторая фата. Музей приобрел ее на собственные средства и ввез в Россию 3 февраля 2022 года. Еще целых три года фата ждала специальной витрины, поддерживающей нужный режим температуры, света и влажности. Ее спроектировала архитектор Ольга Фомина (бюро Office1234), реализация стала возможна благодаря поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и Фонда друзей Коломны.

Канаватная фата сейчас в приемлемом состоянии, однако реставрация ее все-таки ждет: на ткани видны загрязнения, штопка и потертости на сгибах. Другие экспонаты музея «Шелковая фабрика» (а их сейчас около двух десятков) уже отреставрированы. Это фиолетовый платок фабрики Ивана Левина 1820-х годов с изящным золотным орнаментом в два тона, обильно затканная золотными узорами половинка платка (семейная ценность была буквально разделена для двух наследниц) 1830–1840 годов фабрики Мартына Левина и платок с серебряным узором, шелковая основа которого потеряла цвет и сильно пострадала, из-за чего его полностью пришлось закрепить на тончайший газ. Сейчас эти платки экспонируются горизонтально на жесткой основе, а в дальнейшем будут размещены в витринах.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+