Необычную арт‑интервенцию могут видеть жители и пока еще редкие гости деревни Прокофьевка в Республике Коми: зияющие пустотой окна двух давно заброшенных деревянных построек — часовни второй половины XIX века и сельской школы 1913 года — закрыли расписными щитами. А в соседней деревне Ипатово команда причастных к этому проекту энтузиастов трудится над тем, чтобы вернуть к жизни здание земского училища 1906 года постройки.
Движение «Том Сойер Фест» зародилось в Самаре в 2015 году. Сегодня его география насчитывает более 80 населенных пунктов. Идея фестиваля принадлежит Андрею Кочеткову, а название отсылает к эпизоду из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера», в котором главный герой, проявив смекалку, привлекает к побелке забора всех соседских мальчишек. Так и «Том Сойер Фест» привлекает волонтеров и спонсоров к восстановлению архитектурного наследия (и прежде всего дореволюционных деревянных построек) российской провинции. Спектр работ — от покраски фасадов домов и починки крыш до воссоздания уникальных элементов резного декора. Случаются и партнерства с художниками. Третьяковка в Самаре недавно презентовала тотальную инсталляцию «Кислородный зал» — совместный проект участников «Том Сойер Феста» и художника Андрея Сяйлева. Инсталляция составлена из отжившей свое мебели, деталей быта, узорчатых наличников и прочих фрагментов старой России. Есть в ней и частицы земского училища из деревни Ипатово: кованые гвозди, скобы и навершие печной трубы.
Все это происходит под эгидой движения «Том Сойер Фест», которое призывает брать в свои руки заботу о ветхих исторических сооружениях, не имеющих, как правило, охранного статуса. Многие из них находятся на балансе муниципальных властей, но при этом никому нет до них дела — когда здания разрушаются, их просто списывают. Отсутствие интереса «сверху» порой представляется даже плюсом: если попытка отстоять объекты, на которые положили глаз девелоперы с целью построить на их месте что-то современное, напоминает борьбу с ветряными мельницами, то разрушительной силе времени вполне способен противостоять даже человек без связей.
Инициатором восстановления ипатовского земского училища стала Ольга Торлопова — жительница села Выльгорт близ Сыктывкара и организатор сельских экскурсионных программ. Она вступила в ряды «томсойеров» в 2022 году и стала координатором процесса, поняв, что, если не начать спасательную операцию самостоятельно и безотлагательно, здание рухнет уже в обозримом будущем.
Биография этого училища, пожалуй, мало чем отличается от биографий подобных объектов в других уголках страны. После революции 1917 года и до конца 1970-х оно служило школой, которая из-за малого количества учащихся была закрыта и трансформирована в сельский клуб. С начала 2000-х годов здание пустовало — и без надзора стремительно приходило в упадок. «Оно очень интересное, нехарактерное для нашей северной архитектуры: большое, с высокими потолками, окнами, дверями, — говорит Ольга Торлопова. — И мне было жаль, что крестьянская община более 100 лет назад смогла построить его для своих детей, а мы так бездумно его бросили и никак не используем». Здание дорого ей и потому, что когда-то здесь училась ее мама.
В планах — превратить его в ориентированный на культуру коми и местные традиции туристический объект, который в то же время служил бы творческой дачей для художников, приезжающих сюда на пленэры. Для этого Ольга Торлопова вместе с единомышленниками из некоммерческой организации «Центр развития туризма „Тури“» обратилась в администрацию Сыктывдинского района с просьбой передать здание им. Администрация пошла навстречу, после чего работа на объекте закипела. Ее ведет небольшой, преимущественно женский коллектив. Удается созывать и волонтеров (причем это не местное население, а жители Сыктывкара и других близлежащих населенных пунктов), но рук и мужской силы все равно систематически не хватает. Тем не менее уже удалось залатать протекающую кровлю, освободить помещения от мусора и обломков, избавиться от сорняков на прилегающей территории и высадить растения для будущего сада. Сейчас идет процесс восстановления старых оконных рам.
Работы ведутся в основном на грантовые средства. Немного заработать на проект позволяют и картины, созданные художниками во время пленэров и выставленные на продажу в группе «Том Сойер Фест. Ипатово» в социальной сети «ВКонтакте». Но приближается самый трудоемкий и дорогостоящий этап: восстановление фундамента и замена сгнивших венцов (элементов бревенчатого сруба). Он потребует поиска не только спонсоров, но и квалифицированных специалистов.
Судьба построек в Прокофьевке более туманна. Если здание школы сохранилось относительно неплохо, то для часовни Рождества Иоанна Предтечи, которая в советское время использовалась как колхозный склад, а с 1980-х годов стояла заброшенной (к ней лишь изредка приходят паломники), каждая зима может оказаться последней.
Время уничтожило уже много церквей в округе. Арт-консервация, которую провели с привлечением художников творческого объединения ÖВВÖ (в качестве названия они выбрали междометие из коми языка, аналогичное русскому «баю-бай»), способна лишь ненадолго отсрочить такой исход. Расписанные художниками щиты предотвращают попадание осадков внутрь сквозь оконные проемы, но часовне требуется серьезный ремонт кровли: потолочные бревна отсырели и частично обрушились. На устранение этой проблемы у команды не хватает ресурсов. «Мы надеемся, что предпринятые нами меры позволят часовне хотя бы дождаться новых хозяев, — говорит Ольга Торлопова. — Часовня — это местная архитектурная доминанта. Она очень красиво смотрится на высоком склоне оврага, который разделяет деревню пополам. Мы рисовали ее на пленэрах и увидели, что она разрушается. И поэтому взялись еще и за нее. Было бы жаль ее потерять. Если часовни не будет, то на что здесь смотреть? И что рисовать?»
Готовясь к созданию работ, участники арт-консервации изучали краеведческий материал и общались с местными жителями. Так, эскизы, разработанные Настей Малафеевой для щитов, которыми теперь заколочены окна часовни, иллюстрируют основные этапы ее возведения. Композиция Александры Беккер «Здесь были мы» в окнах сельской школы отсылает к надписям, оставленным на ее стенах бывшими учениками. А Ника Григорян соединила в своих работах родовые знаки народа коми — «пасы» — с растительными мотивами.
Начиная с нынешнего года Ольга Торлопова планирует возить по этим местам экскурсионные группы, рассказывая им историю деревень и показывая арт-объекты, с помощью которых спасают объекты деревянного зодчества. Возможно, пример местных энтузиастов вдохновит на хорошие авантюры новых «томсойеров».