В начале ХХ века Владимир Татлин обозначил главные принципы создания предметов: «Ни к новому, ни к старому, а к нужному. Вещь должна быть прочной, полезной и красивой». Русский авангард и концепция жизнеустройства конструктивистов оказали сильнейшее влияние на дизайн и архитектуру всего мира — напоминает нам директор Московского музея дизайна (недавно открывшего в Новой Третьяковке новую экспозицию, посвященную истории отечественного дизайна) Александра Санькова. «Также существует советская школа дизайна, сложившаяся после Великой Отечественной войны. Это направление отвечало запросам общества и было заточено на массовые стандартные и унифицированные изделия. Современный дизайн формируется здесь и сейчас. А мы непосредственные и активные участники процесса», — рассказывает она. Кажется, что российская дизайн-школа выросла из фарфора Казимира Малевича и Николая Суетина, а также плакатов Александра Родченко и Эль Лисицкого.
Сергей Хельмянов, сооснователь школы CHE Design School, бывший заведующий кафедрой промышленного дизайна Академии Штиглица в Санкт-Петербурге, вносит ясность: «Искусство — нервная ткань общества. Оно отражает действительность, предчувствует изменения. Дизайн изменения формирует. В отличие от искусства, в дизайне самовыражение автора не является целью, но и не отменяется. Поэтому дизайн искусством не является, но опирается на его методологию, использует его продукты. Художественных ценностей, таких как драматизм или комизм, в продуктах дизайна нет».
Действительно, трудно себе представить электрочайник с внутренним трагизмом. А в чем же суть?
«Самое важное в дизайне — функциональность и гармония технологии, эстетики и экономики. Все это — ответственность дизайнера, — объясняет основатель компании Smirnov Design Сергей Смирнов, чья дизайн-студия с 90-х годов прошлого века работает над проектами с миллионными тиражами — от зажигалок, фильтров «Барьер» до культовой фотокамеры Zenit M. — Промышленный дизайнер — это межотраслевой интегратор в области создания новых продуктов».
В официальном определении промышленного дизайна, данном Международной ассоциацией дизайна (WDO, World Design Organization), говорится, что это прежде всего стратегический процесс, направленный на решение задач и проблем, влияющий на инновации, успешное построение бизнеса и ведущий к улучшению качества жизни через создание передовых продуктов, систем и услуг. Как же объяснить простыми словами, в чем его важность?
Помогает дизайнер Майя Прохорова, чья деятельность хорошо известна на международном рынке: «Промышленный дизайнер похож на режиссера фильма, который не просто отвечает за картинку, а создает целостный опыт взаимодействия. Представьте себе стул. Он может быть просто табуреткой или продуманным объектом, который удобен, долговечен, легко собирается и гармонично вписывается в интерьер. Это не только про красоту, но и про комфорт, логику использования и даже стоимость производства. Например, экономия на упаковке благодаря правильному дизайну может снизить логистические расходы на миллионы. Дизайн — это конкурентное преимущество. Продукты с продуманным дизайном продаются лучше, потому что люди выбирают их не только умом, но и эмоциями. Дизайн решает проблемы. Например, медицинские устройства с интуитивным интерфейсом спасают жизни, а эргономичные кресла снижают нагрузку на позвоночник».
Илья Чех, основатель компании по производству бионических протезов «Моторика», уверен в том, что дизайн продукта, особенно технологического, может играть ключевую роль в его востребованности, а значит, рыночном успехе. «Например, в „Моторике“ на определенной стадии развития продукта мы поняли, что нашему клиенту часто важнее именно то, как выглядит наш протез, а не только тот функционал, который он за собой несет. И эта дополнительная ценность появилась именно благодаря работе с талантливыми промышленными дизайнерами», — уточняет он.
Ирина Жданова, основатель дизайн-студии «Масштаб», видит самую интересную и неочевидную силу промдизайна в том, что эстетика, гармония и интуитивность выстраивают наше отношение к предмету, на который мы смотрим или который держим в руках. «Например, чемодан „Менделеев“ дизайнеры, продолжая стиль дорогих спортивных машин, используя возможности современных технологий, создали для того, чтобы он стал гордостью своего хозяина, — говорит она. — Промдизайн успешно формирует доверие не только к простому, но и к сложному продукту, убеждает в его ценности и современности. Еще одна важная миссия дизайна — повышать качество жизни людей. Когда мы проектировали инвалидное кресло iCross, то стремились не только создать идеальную эргономику и функциональность, но и предложить людям по-настоящему красивую вещь».
Промышленный дизайн имеет дело с изделиями, которые выпускаются многотысячными тиражами. Как же дизайнерам удается понять, что именно хочет получить массовый пользователь?
Алексей Кутяев, основатель и креативный директор студии дизайна Art-Up Studio, считает, что мы живем в мире, где каждая деталь имеет значение. «Понимание потребностей заказчиков — ключевой элемент успешного дизайна. Именно с этого стартует процесс создания продукта. Для разработки лампы RAY Basic мы провели полевые исследования, опросив более 500 мастеров маникюра и посетив около 40 салонов красоты. Это позволило нам понять, как именно применяется оборудование, какие детали важны, каковы пожелания по удобству как у профессионалов, так и у клиентов. Также мы анализировали существующие продукты на рынке (например, победителей международных премий, таких как Red Dot, iF Design, IDA, A’ Design), для того чтобы выявить успешные решения, улучшить расположение элементов управления и общую функциональность», — объясняет он.
Шеф-дизайнер Systeme Electric Михаил Чистяков приводит в пример всем привычные интерьерные розетки, выключатели, которые, на первый взгляд, не меняются годами, а то и десятилетиями. «Кажется, здесь нечего больше придумывать, — рассказывает он, — однако на самом деле их форма, материалы, цвета, детали постоянно совершенствуются, следуя, с одной стороны, за новыми технологиями, а с другой — за модой, то есть за ожиданиями покупателей. Роль промышленного дизайнера в разработке такого продукта — хорошо чувствовать глобальные тренды и уметь реализовать их на уровне микродеталей: плавности линий, величины скругления, мягкости щелчка нажатия на клавишу».
Сегодня главная тенденция — бум внимания к индустрии дизайна. Несколько лет назад в Центре современного искусства «Винзавод» прошла выставка-блокбастер Design Act. Каждый месяц количество конференций и митапов по дизайну увеличивается в геометрической прогрессии. Все обсуждают меры поддержки индустрии. Появляются новые просветительские инициативы, среди которых, например, документальная короткометражка «Правила промышленного дизайна» — совместный проект компании «Трансмашхолдинг» и дизайн-студии «2050.ЛАБ».
Дизайнер Дмитрий Самыгин, чьи мебельные объекты восхищают идеальным стилем и труднодостижимой простотой, полагает, что сегодняшнее активное внимание к индустрии дизайна в России не столько «окно возможностей», сколько результат дефицита и ослабления конкуренции. «Повлияло ли это положительно? — задается вопросом он. И тут же отвечает: — Сложно сказать наверняка. Я считаю, в России, независимо от этого, постепенно и уверено развиваются и предметный, и промышленный дизайн». Дмитрий Самыгин приводит в пример слова дизайнера Бориса Берлина о том, что «тренды — это рябь на воде, быстро возникающая на поверхности и так же быстро исчезающая».
Ярко выраженная «рябь» сегодняшнего дня, которая уже похожа на «волны», — это искусственный интеллект. В сентябре 2024 года впервые в образовании в сфере дизайна для студентов магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» НИТУ МИСИС был организован факультатив «Простые промпты». Преподаватели — разработчики нейросети Kandinsky — учили ребят корректному запросу, который поможет найти визуальную точку вдохновения. Меняется культура проектирования, и очень важно объяснить молодому поколению, что ИИ — это инструмент, который не заменит дизайнерскую мысль, но сможет быть эффективным помощником. Ведь мы живем в эпоху, когда у предметов появляются новые сценарии пользования. Дизайн следует за нашими потребностями, которые меняются вслед за развитием технологий. Мы уже бываем удивлены, если в вагоне метро нет розетки для зарядки телефона. Нам не хватает «ямочки» на столе, чтобы устойчиво разместить стаканчик с кофе. Нам не кажется странным то, что мы разговариваем с предметами. Имя Алиса после появления «умной колонки» стало нарицательным. Поколение Альфа не будет искать кнопки в лифте, как это делала главная героиня в финальной серии сиквела о Бриджет Джонс. Еще немного, и беспилотный транспорт станет мейнстримом. Меняются ли задачи дизайнера с приходом новых технологий?
По словам Максима Чащина, руководителя направления промышленного дизайна компании Navio, разработчика технологий и продуктов автономного вождения с применением ИИ, задачи промышленного дизайна прежние — гармонизация технических решений с точки зрения эстетики, эргономики и пользовательского опыта. «И в этом отношении для других участников дорожного движения автономные автомобили остаются автомобилями, — подчеркивает он. — Отсутствие водителя — это пока совершенно новая практика. Мы привыкли к тому, что внутри автомобиля видим человека и можем встретиться с ним взглядом. В случае с ИИ так сделать не получится. Поэтому задача дизайнеров — найти способ, как обеспечить взаимопонимание между пешеходами, водителями и автономным автомобилем. Другими словами, чтобы человек понимал, что он в безопасности, его видят и ему очевиден маневр, который планирует совершить автономный автомобиль. Мы в Navio при разработке полностью автономного тягача L5, в котором в принципе не предусмотрено рабочее место водителя, решили эту задачу с помощью двух интерактивных панелей. По сути, это экраны, которые отвечают за функцию коммуникации тягача с окружающим миром: сообщают о его действиях и дают обратную связь другим участникам дорожного движения с помощью графики и текста. Они расположены на разной высоте, чтобы информация легко считывалась пешеходами и водителями легковых и грузовых транспортных средств. Хороший дизайн как „обещание счастья“, поэтому люди с радостью покупают, арендуют или берут в лизинг отлично спроектированные и сделанные предметы, удобные и приятно предсказуемые в использовании, и не важно, гаджет это или гаджет-грузовик».