18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Сумбур и творчество в Германии между мировыми войнами

Отто Дикс. «Женщина на леопардовой шкуре». 1927. Фото:  Johnson Museum/Artists Rights Society (ARS), New York / VG Bild-Kunst, Bonn
Отто Дикс. «Женщина на леопардовой шкуре». 1927.
Фото: Johnson Museum/Artists Rights Society (ARS), New York / VG Bild-Kunst, Bonn
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Выставка в Нью-Йорке рассказывает о «новой вещественности» — разнообразном и не имеющем четких границ течении в изобразительном и прикладном искусстве, которое получило распространение в Веймарской республике

О движении Neue Sachlichkeit («Новая вещественность») впервые заговорили в 1925 году, когда куратор Густав Фридрих Хартлауб использовал этот термин на выставке современного немецкого искусства в Мангейме. В ней приняли участие такие разные художники, как Макс Бекман, Георг Гросс, Отто Дикс и Александр Канольдт. Сегодня в нью-йоркской Новой галерее вспоминают то событие групповой выставкой «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность», объединившей около 140 работ, созданных в межвоенный период.

Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.  Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York
Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.
Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York

Среди художников «новой вещественности» Хартлауб выделял, с одной стороны, бескомпромиссных «веристов» (Гросс, Дикс и другие), сосредоточенных, по выражению куратора, на «мире современных фактов», а с другой — «классицистов» с их вне­временным стремлением к гармонии и красоте. Куратор нью-йоркской выставки Олаф Петерс полагает, что всех этих авторов объединял разрыв с недавним прошлым — с Германией кайзера, милитаризмом и экспрессионизмом.

В наши дни в представлении широкой музейной публики за искусство той эпохи отвечают в первую очередь веристы с их резкой, зачастую остроумной социальной критикой. В Новой галерее представлены работы Гросса и Дикса, в том числе написанный последним в 1926 году «Портрет доктора Майера-Хермана» из нью-йоркского MoMA.

Франц Мария Янсен. «Маски». 1925.  Фото: Jürgen Vogel/Neue Galerie New York
Франц Мария Янсен. «Маски». 1925.
Фото: Jürgen Vogel/Neue Galerie New York

Кураторы Новой галереи также исследуют роль Баухауса. Основанная в 1919 году, к моменту проведения выставки в Мангейме эта школа превратилась в инкубатор социокультурных экспериментов, что нашло отражение в картине Оскара Шлеммера «Лестница Баухауса» (1932), на которой студенты выглядят словно представители нового вида человека.

Тем временем работы «классицистов» могут стать для многих сюрпризом. «Натюрморт с бананами и кактусом» (1927) Эберхарда Фигенера с его чистыми линиями и яркой палитрой кажется бесконечно далеким от сардонических и мрачных пейзажей Дикса и Гросса, а «Жаккардовая ткацкая фабрика» (1934) Карла Гроссберга будто объединяет в себе элементы веризма и классицизма, предвосхищая культ немецкой промышленности в нацистский период.

Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.  Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York
Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.
Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York

Важную роль в экспозиции играет фотография. Новая галерея отыскала энигматичный переходный образ в одной из работ Ивы (она же фотограф Эльза Эрнестин Нойлендер-Симон). На этом снимке 1933 года запечатлена женщина, позирующая в украшениях из берлинского Музея этнографии. По словам Петерса, изысканная костюмированная фигура на снимке Ивы предвосхищает произошедший в 1930-е годы переход от образов рабочих девушек и роковых женщин 1920-х к менее пугающим светским дамам следующей эпохи.

Такие представители движения, как Фигенер и Гроссберг, продолжили работу в качестве художников и в годы нацизма. Ива же, как еврейка, была вынуждена оставить фотографию и работала рентгенологом, а позднее оказалась в лагере смерти. 

Новая галерея
«Neue Sachlichkeit / Новая вещественность»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+