18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сумбур и творчество в Германии между мировыми войнами

Отто Дикс. «Женщина на леопардовой шкуре». 1927. Фото:  Johnson Museum/Artists Rights Society (ARS), New York / VG Bild-Kunst, Bonn
Отто Дикс. «Женщина на леопардовой шкуре». 1927.
Фото: Johnson Museum/Artists Rights Society (ARS), New York / VG Bild-Kunst, Bonn
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Выставка в Нью-Йорке рассказывает о «новой вещественности» — разнообразном и не имеющем четких границ течении в изобразительном и прикладном искусстве, которое получило распространение в Веймарской республике

О движении Neue Sachlichkeit («Новая вещественность») впервые заговорили в 1925 году, когда куратор Густав Фридрих Хартлауб использовал этот термин на выставке современного немецкого искусства в Мангейме. В ней приняли участие такие разные художники, как Макс Бекман, Георг Гросс, Отто Дикс и Александр Канольдт. Сегодня в нью-йоркской Новой галерее вспоминают то событие групповой выставкой «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность», объединившей около 140 работ, созданных в межвоенный период.

Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.  Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York
Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.
Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York

Среди художников «новой вещественности» Хартлауб выделял, с одной стороны, бескомпромиссных «веристов» (Гросс, Дикс и другие), сосредоточенных, по выражению куратора, на «мире современных фактов», а с другой — «классицистов» с их вне­временным стремлением к гармонии и красоте. Куратор нью-йоркской выставки Олаф Петерс полагает, что всех этих авторов объединял разрыв с недавним прошлым — с Германией кайзера, милитаризмом и экспрессионизмом.

В наши дни в представлении широкой музейной публики за искусство той эпохи отвечают в первую очередь веристы с их резкой, зачастую остроумной социальной критикой. В Новой галерее представлены работы Гросса и Дикса, в том числе написанный последним в 1926 году «Портрет доктора Майера-Хермана» из нью-йоркского MoMA.

Франц Мария Янсен. «Маски». 1925.  Фото: Jürgen Vogel/Neue Galerie New York
Франц Мария Янсен. «Маски». 1925.
Фото: Jürgen Vogel/Neue Galerie New York

Кураторы Новой галереи также исследуют роль Баухауса. Основанная в 1919 году, к моменту проведения выставки в Мангейме эта школа превратилась в инкубатор социокультурных экспериментов, что нашло отражение в картине Оскара Шлеммера «Лестница Баухауса» (1932), на которой студенты выглядят словно представители нового вида человека.

Тем временем работы «классицистов» могут стать для многих сюрпризом. «Натюрморт с бананами и кактусом» (1927) Эберхарда Фигенера с его чистыми линиями и яркой палитрой кажется бесконечно далеким от сардонических и мрачных пейзажей Дикса и Гросса, а «Жаккардовая ткацкая фабрика» (1934) Карла Гроссберга будто объединяет в себе элементы веризма и классицизма, предвосхищая культ немецкой промышленности в нацистский период.

Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.  Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York
Выставка «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность» в Новой галерее, Нью-Йорк.
Фото: Annie Schlechter/Neue Galerie New York

Важную роль в экспозиции играет фотография. Новая галерея отыскала энигматичный переходный образ в одной из работ Ивы (она же фотограф Эльза Эрнестин Нойлендер-Симон). На этом снимке 1933 года запечатлена женщина, позирующая в украшениях из берлинского Музея этнографии. По словам Петерса, изысканная костюмированная фигура на снимке Ивы предвосхищает произошедший в 1930-е годы переход от образов рабочих девушек и роковых женщин 1920-х к менее пугающим светским дамам следующей эпохи.

Такие представители движения, как Фигенер и Гроссберг, продолжили работу в качестве художников и в годы нацизма. Ива же, как еврейка, была вынуждена оставить фотографию и работала рентгенологом, а позднее оказалась в лагере смерти. 

Новая галерея
«Neue Sachlichkeit / Новая вещественность»
До 26 мая

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+