О движении Neue Sachlichkeit («Новая вещественность») впервые заговорили в 1925 году, когда куратор Густав Фридрих Хартлауб использовал этот термин на выставке современного немецкого искусства в Мангейме. В ней приняли участие такие разные художники, как Макс Бекман, Георг Гросс, Отто Дикс и Александр Канольдт. Сегодня в нью-йоркской Новой галерее вспоминают то событие групповой выставкой «Neue Sachlichkeit / Новая вещественность», объединившей около 140 работ, созданных в межвоенный период.
Среди художников «новой вещественности» Хартлауб выделял, с одной стороны, бескомпромиссных «веристов» (Гросс, Дикс и другие), сосредоточенных, по выражению куратора, на «мире современных фактов», а с другой — «классицистов» с их вневременным стремлением к гармонии и красоте. Куратор нью-йоркской выставки Олаф Петерс полагает, что всех этих авторов объединял разрыв с недавним прошлым — с Германией кайзера, милитаризмом и экспрессионизмом.
В наши дни в представлении широкой музейной публики за искусство той эпохи отвечают в первую очередь веристы с их резкой, зачастую остроумной социальной критикой. В Новой галерее представлены работы Гросса и Дикса, в том числе написанный последним в 1926 году «Портрет доктора Майера-Хермана» из нью-йоркского MoMA.
Кураторы Новой галереи также исследуют роль Баухауса. Основанная в 1919 году, к моменту проведения выставки в Мангейме эта школа превратилась в инкубатор социокультурных экспериментов, что нашло отражение в картине Оскара Шлеммера «Лестница Баухауса» (1932), на которой студенты выглядят словно представители нового вида человека.
Тем временем работы «классицистов» могут стать для многих сюрпризом. «Натюрморт с бананами и кактусом» (1927) Эберхарда Фигенера с его чистыми линиями и яркой палитрой кажется бесконечно далеким от сардонических и мрачных пейзажей Дикса и Гросса, а «Жаккардовая ткацкая фабрика» (1934) Карла Гроссберга будто объединяет в себе элементы веризма и классицизма, предвосхищая культ немецкой промышленности в нацистский период.
Важную роль в экспозиции играет фотография. Новая галерея отыскала энигматичный переходный образ в одной из работ Ивы (она же фотограф Эльза Эрнестин Нойлендер-Симон). На этом снимке 1933 года запечатлена женщина, позирующая в украшениях из берлинского Музея этнографии. По словам Петерса, изысканная костюмированная фигура на снимке Ивы предвосхищает произошедший в 1930-е годы переход от образов рабочих девушек и роковых женщин 1920-х к менее пугающим светским дамам следующей эпохи.
Такие представители движения, как Фигенер и Гроссберг, продолжили работу в качестве художников и в годы нацизма. Ива же, как еврейка, была вынуждена оставить фотографию и работала рентгенологом, а позднее оказалась в лагере смерти.
Новая галерея
«Neue Sachlichkeit / Новая вещественность»
До 26 мая