Обновление городского ландшафта столицы имеет свои особенности. Некоторые застройщики стараются максимально выделиться и создать нечто кардинально отличающееся от исторического окружения, другие — органично в него вписаться, не теряя при этом индивидуальности. Компании HUTTON и V2Group при проектировании нового клубного дома DUO на Софийской набережной, который смело можно назвать образцом коллекционной недвижимости, действовали именно с оглядкой на историческую значимость локации. Более того, половина здания — это восстановленная постройка середины XIX века, бывшая одним из корпусов легендарного гостиничного комплекса — Кокоревского подворья.
История этого места так же интересна, как и жизнь его создателя. Василий Александрович Кокорев был одним из важных представителей промышленной элиты России XIX века. Родился он в Костромской губернии, которая на тот момент входила в число самых богатых торговых регионов Российской империи. Предпринимательский склад ума передался юному Кокореву от отца, Александра, — купца-старообрядца, владевшего солеваренным заводом.
Однако Василий не ограничился семейным предприятием и нашел дополнительный способ заработка — на откупах. Система откупов по сути была сбором налогов в пользу государства, осуществляемым назначенным подрядчиком, который получал с этого комиссионные. Уже в 25 лет Кокорев заведовал винным откупом всей Орловской губернии, а благодаря дельным предложениям по реорганизации системы «питейного дохода» получил в ведение еще 23 откупа.
Позже он с товарищами занялся нефтедобычей. В Баку им был построен первый в мире нефтеперегонный завод, сам Джон Рокфеллер в этом вопросе отставал от Кокорева на пять лет. Для усовершенствования процессов переработки Кокоревым был приглашен Дмитрий Менделеев. Многочисленные проекты сделали Василия Кокорева чуть ли не богатейшим человеком в России, причем заработать свое состояние он смог в довольно короткие сроки.
При этом Кокорев страстно любил искусство, особенно русское. XIX век был периодом яркого расцвета художественной культуры России, в том числе благодаря богатым предпринимателям. Если раньше коллекционирование было уделом потомственных дворян и вельмож, то в XIX веке их потеснило совсем другое сословие — купцы и промышленники с большими капиталами. Третьяков, Мамонтов, братья Щукины, Морозов, Кокорев — своими собраниями они писали новейшую историю изобразительного искусства.
В начале 1850-х годов Василий Кокорев стал собирать собственную коллекцию, которая довольно быстро разрослась и насчитывала более 500 произведений. Лучше всего в ней были представлены Карл Брюллов с 42 работами и Иван Айвазовский с 23 картинами. Творчество Брюллова коллекционер особенно любил, поэтому покупал не только знаменитые произведения, но и находил ранние, чтобы показать развитие таланта художника начиная с его ученических этюдов.
Своими художественными приобретениями Василий Кокорев с радостью поделился с широкой публикой — в 1862 году открыл публичную галерею искусства, которую вполне справедливо называли Кокоревским музеем. Интересно, что ему было важно и просвещать других в вопросах искусства, поэтому в галерее для всех желающих также был организован лекторий.
Коллекционер разместил свое обширное собрание в бывшей усадьбе бригадирши Дарьи Лопухиной в Большом Трехсвятительском переулке. Из восьми залов лишь один был посвящен зарубежному искусству, остальные пространства украшали работы соотечественников. Среди экспонатов галереи, помимо Брюллова и Айвазовского, можно было увидеть полотна Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Дмитрия Левицкого, Василия Тропинина, Григория Угрюмова и многих-многих других. Павел Федотов, например, специально для азартного коллекционера повторил известную работу «Сватовство майора». А если взглянуть на полотно Александра Гребнева «Картинная галерея В.А.Кокорева», созданное им в 1864 году, можно обнаружить удивительное сходство с залом Русского музея в Санкт-Петербурге, где теперь выставлена часть коллекции промышленника.
Примерно в тот же период, в начале 1860-х, Кокорев скупил земли на противоположной от Кремля стороне Москвы-реки, в районе Софийской набережной.
Изначально он планировал организовать на Балчуге оптовые склады: здесь исторически располагались купеческая слобода и большой рынок. Однако поменял планы и решил построить, современными словами, многофункциональный гостиничный комплекс, который обещал стать одним из крупнейших в Москве.
Архитектурный проект был поручен петербуржцу Ивану Чернику, уже работавшему с Кокоревым над усадьбой, где располагалась картинная галерея. По его идее, комплекс образовывал замкнутый двор из четырех зданий, тянувшийся до Болотной улицы. Позже в центре подворья был построен еще один корпус в пять этажей. Интересным архитектурным акцентом здания стал пояс из машикулей — стилизованных навесных бойниц, как у средневековых крепостей, которые перекликались с башнями Кремля.
Грандиозное строительство заняло четыре года и завершилось в 1864 году. В открывшейся гостинице было 315 комфортабельных меблированных номеров с впечатляющими видами на Кремль и набережную; в дополнительных корпусах разместились различные конторы, магазины, библиотека, купеческий банк с первым обменным пунктом валюты и склады. Удобное расположение, приемлемые цены и при этом новаторские для той эпохи удобства (паровое отопление, водопровод, ванные и туалетные комнаты, а с 1883 года и электричество) сделали детище Кокорева излюбленным местом проживания гостей столицы — от отечественной культурной элиты до международных делегаций.
Конечно же, у знаменитого коллекционера часто останавливались видные представители интеллигенции, среди которых Дмитрий Мамин-Сибиряк, Лев Толстой, Антон Чехов. Здесь жил и работал над операми «Мазепа» и «Евгений Онегин» Петр Чайковский. Особое место в этом списке, естественно, занимали художники. Кокорев придумал в гостинице художественные мастерские, которые и привлекали сюда весь цвет мира искусства конца XIX века. Илья Репин восхищался видами из окон подворья и даже написал здесь монументальное полотно «Славянские композиторы». Среди гостей также бывали Василий Верещагин, Иван Крамской и Василий Поленов. А Аполлинарий Васнецов десять лет снимал на третьем этаже квартиру с видом на Кремль, благодаря чему появилась картина «Московский Кремль. Соборы», которую сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.
Уже в первые годы работы подворья у его владельца дела пошли не столь успешно, как раньше, поскольку государство отменило практику откупов. Но, несмотря на истощавшиеся финансы, он по-прежнему оставался верным покровителем художников и в 1884 году даже открыл «Академическую дачу» для небогатых студентов петербургской Академии художеств. Эта инициатива была подсказана ему Ильей Репиным. Однажды в имение Кокорева под Вышним Волочком приехали погостить тогда еще молодой художник и профессор академии Алексей Кившенко. Совершая речную прогулку по протекающей рядом Мсте, они втроем сошли с лодки на противоположном берегу. Репин огляделся и не удержался от восторженной реплики: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия!» Кокорев мгновенно решил организовать у себя в усадьбе художественные мастерские. В разное время в его имении проходили летнюю практику и просто приезжали на пленэры Константин Богаевский, Аркадий Рылов, Иван Творожников, те же Васнецов, Репин и многие другие. Был там «бугор Рериха», где тот писал картину «Гонец». А островок посреди Мстинского озера нарекли именем Архипа Куинджи: как принято считать, там художник отдыхал со своими студентами.
К сожалению, к концу жизни, в 1889 году, Василий Кокорев оказался в долгах. Он продал и гостиницу, и галерею, и художественную коллекцию. Министерство императорского двора выкупило 166 произведений искусства. Несколько картин Кокорев продал товарищам по коллекционированию, в том числе собственный портрет работы Карла Штейбена, где он изображен совсем молодым. По меньшей мере семь картин купил в свою коллекцию Павел Третьяков.
Работы из собрания Кокорева теперь украшают залы и Русского музея, и Третьяковской галереи, и Музея Тропинина, а его гостиничный комплекс утратил былое величие. О том, что этому архитектурному проекту нужно дать новую жизнь, задумались лишь в XXI веке. Восстановлением одной из частей исторического ансамбля занялись две компании: девелоперская HUTTON и инвестиционная V2Group.
Этот фрагмент оригинального здания Кокоревского подворья вновь оживет в проекте клубного дома DUO всего в 700 м от Кремля. Связь с наследием Василия Кокорева воплотилась в архитектуре, где история встречается с современностью. Здание будет состоять из двух частей: первая — это бережно отреставрированная левая сторона оригинальной постройки XIX века по проекту Ивана Черника, чудом сохранившаяся до наших дней, вторая — новая интерпретация исходной геометрии, разработанная итальянским бюро Marco Casamonti. В центре фасада, как когда-то у главного здания подворья, будет арка, которая соединит два крыла и две эпохи.
У обеих частей здания будут свои, отдельные входные группы. В интерьере лобби левого крыла сохранят историческую кладку и кирпичные своды. Эффектной деталью станет восстановленная парадная чугунная лестница с ажурными кессонами и фигурными кронштейнами. В лобби правого крыла перенесут старинную служебную лестницу; отделка при этом будет выполнена панелями светлых тонов из натурального дерева. Такое гармоничное и продуманное смешение старого и нового позволит объединить архитектуру XIX века и современные дизайнерские решения.
Всего в DUO будет 51 квартира коллекционного уровня, среди которых семь особенных лотов: четыре пентхауса, две двухуровневые квартиры, а также роскошный пентхаус площадью 1182 кв. м с собственным лифтом, камином, бассейном и террасой, откуда весь центр столицы виден как на ладони. Площадь квартир варьируется от 48 до 1182 кв. м, а из 75% лотов будут открываться живописные виды на Москву-реку, которыми когда-то любовались и постояльцы Кокоревского подворья. Одно из важных достоинств исторической части здания — реконструкция дымовых труб; она позволит установить во всех пентхаусах дровяные камины.
Будущим жильцам DUО уже сейчас доступен вариант стилистической визуализации квартир. Историю места элегантно подчеркнут узнаваемые элементы стиля модерн, при этом индивидуальности изысканному интерьеру можно придать с помощью предметов коллекционного дизайна и произведений искусства.
Клубный дом DUO наследует Кокоревскому подворью в вопросах многофункциональности. Внутренняя инфраструктура позволит сделать досуг резидентов максимально разнообразным. На первых этажах разместятся рестораны и клубные пространства.
Для душевного вечера в кругу друзей можно будет зайти в винный зал или устроить закрытый сеанс в кинозале с мягкими диванами. В бизнес-гостиной — комфортно провести встречу, а детей на это время оставить в уютной детской комнате.
В доме также будет работать фитнес-клуб с современными тренажерами и другим необходимым оборудованием для эффективных тренировок. Расслабиться после насыщенного дня помогут в собственном спа-комплексе DUО, где в процедурном кабинете с приглушенным светом будет так приятно пройти курс массажа.
Парковочное пространство — важное преимущество проектов в историческом центре. Под новым крылом DUO разместится двухуровневый подземный паркинг.
Приобрести одну из роскошных резиденций в новом клубном доме можно на очень выгодных условиях: в рассрочку на два года с первоначальным взносом всего 25%.
Все, за что благодарные гости ценили Кокоревское подворье более 150 лет назад, воплотится и приумножится в клубном доме DUO: утонченная архитектура, комфорт, тишина, изысканные интерьеры, технологичные удобства и незабываемые виды на исторический центр, которые вдохновляли великих живописцев на создание шедевров. Василий Александрович Кокорев точно остался бы доволен.
РЕКЛАМА
ООО "СЗ "СУПЛЕКС ТЕХНОЛОДЖИС"
ИНН 7708780939
ID a-23984
ERID F7NfYUJCUneRHUk5yagT