Обильно иллюстрированная и великолепно изданная книга, посвященная детскому портрету эпохи Возрождения, конечно же, заинтересует многих любителей искусства, ведь это сочетание двух прекраснейших тем: детской прелести и ренессансной красоты. Тем более что ранее книг на подобную тему на русском языке не выходило. Ценность монографии искусствоведа Елены Черняк, в первую очередь, в большом объеме набранного иллюстративного материала, который позволяет разглядывать издание с огромным удовольствием. Также в этой книге, созданной — что заметно — на основе кандидатской диссертации, защищенной в МГУ, автор делает первую для отечественного искусствознания попытку подступиться к категоризации темы, крайне сложной и объемной.
Как пишет Елена Черняк во введении, в зарубежной науке также еще не выходило комплексных исследований такого рода. Наиболее крупная из недавних публикаций — каталог выставки 2021 года «Дети Ренессанса. Искусство и образование при Габсбургском дворе (1470–1530)», проходившей в бельгийском Мехелене. Таким образом, Черняк воспринимается чуть ли не как первопроходец. Тем более что она решила не включать в свою книгу историографию вопроса, которая показала бы достижения современной аналитической мысли хотя бы по более мелким сегментам темы (например, придворный флорентийский детский портрет или же королевский испанский). Зато в большом количестве автор цитирует ренессансные гуманистические трактаты по теме семьи и детства, в том числе чрезвычайно редкие.
Помимо вполне предсказуемых итальянских портретов XV–XVI веков, монография рассказывает и о нидерландских детских портретах, и о немецких, и об английских, причем разделения нет ни по географическому признаку, ни по хронологии — только по типологии, что создает слегка головокружительное ощущение из-за обилия информации и легкой потери логической последовательности. (К примеру, уподобление рисунков Софонисбы Ангвиссолы жанровым головкам Франса Халса только из-за наличия там и там детей и улыбки представляется весьма смелым.)
Произведенное автором разделение на типологические ряды получилось довольно занимательным. Так, отдельные главы разумно посвящены ранним изображениям детей-донаторов в религиозных сценах, портретам новорожденных, а также картинам, использовавшимся при монарших переговорах об обручении детей. Есть и попытка проследить сепарацию отдельного детского портрета из парных портретов родителей и групповых семейных портретов.
В труде Елены Черняк обнаруживается глава «Детский скульптурный портрет во Флоренции Раннего Возрождения и портреты детей в станковой живописи», первая часть названия которой вполне могла бы стать заглавием отдельной увесистой книги, а вторая — вообще многотомника. Впечатление некоторой академической неотделанности дополняет использование местоимения «я» вместо научного «мы» в авторской речи. А также встречающиеся порой высказывания наподобие «на мой взгляд, этот портрет напоминает о том, что между нами и людьми эпохи Возрождения не такая уж большая дистанция, как может показаться».
Книге явно пошло бы на пользу ограничение географического ареала и несколько большее внимание к современным методикам исследования конкретно портретного жанра со всей его спецификой. Тем не менее монографию, безусловно, стоит прочесть читателю, желающему ознакомиться со столь приятной и красивой темой — но отнюдь не такой уж простой, как кажется на первый взгляд.