18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям

Портрет Козимо III Медичи 1642-1723 в младенчестве. Около 1642.  Фото: Wikimedia
Портрет Козимо III Медичи 1642-1723 в младенчестве. Около 1642.
Фото: Wikimedia
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном

Обильно иллюстрированная и великолепно изданная книга, посвященная детскому портрету эпохи Возрождения, конечно же, заинтересует многих любителей искусства, ведь это сочетание двух прекраснейших тем: детской прелести и ренессансной красоты. Тем более что ранее книг на подобную тему на русском языке не выходило. Ценность монографии искусствоведа Елены Черняк, в первую очередь, в большом объеме набранного иллюстративного материала, который позволяет разглядывать издание с огромным удовольствием. Также в этой книге, созданной — что заметно — на основе кандидатской диссертации, защищенной в МГУ, автор делает первую для отечественного искусствознания попытку подступиться к категоризации темы, крайне сложной и объемной.

Как пишет Елена Черняк во введении, в зарубежной науке также еще не выходило комплексных исследований такого рода. Наиболее крупная из недавних публикаций — каталог выставки 2021 года «Дети Ренессанса. Искусство и образование при Габсбургском дворе (1470–1530)», проходившей в бельгийском Мехелене. Таким образом, Черняк воспринимается чуть ли не как первопроходец. Тем более что она решила не включать в свою книгу историографию вопроса, которая показала бы достижения современной аналитической мысли хотя бы по более мелким сегментам темы (например, придворный флорентийский детский портрет или же королевский испанский). Зато в большом количестве автор цитирует ренессансные гуманистические трактаты по теме семьи и детства, в том числе чрезвычайно редкие.

Черняк Е. Дети Возрождения: Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков. М.: Кучково поле Музеон, 2024. 288 с., ил.
Черняк Е. Дети Возрождения: Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков. М.: Кучково поле Музеон, 2024. 288 с., ил.

Помимо вполне предсказуемых итальянских портретов XV–XVI веков, монография рассказывает и о нидерландских детских портретах, и о немецких, и об английских, причем разделения нет ни по географическому признаку, ни по хронологии — только по типологии, что создает слегка головокружительное ощущение из-за обилия информации и легкой потери логической последовательности. (К примеру, уподобление рисунков Софонисбы Ангвиссолы жанровым головкам Франса Халса только из-за наличия там и там детей и улыбки представляется весьма смелым.)

Произведенное автором разделение на типологические ряды получилось довольно занимательным. Так, отдельные главы разумно посвящены ранним изображениям детей-донаторов в религиозных сценах, портретам новорожденных, а также картинам, использовавшимся при монарших переговорах об обручении детей. Есть и попытка проследить сепарацию отдельного детского портрета из парных портретов родителей и групповых семейных портретов.

Бальдассаре д’Эсте. «Портрет Франческо II Гонзага, четвертого маркиза Мантуи». 1474-1480.  Фото:  Samuel H. Kress Collection
Бальдассаре д’Эсте. «Портрет Франческо II Гонзага, четвертого маркиза Мантуи». 1474-1480.
Фото: Samuel H. Kress Collection

В труде Елены Черняк обнаруживается глава «Детский скульптурный портрет во Флоренции Раннего Возрождения и портреты детей в станковой живописи», первая часть названия которой вполне могла бы стать заглавием отдельной увесистой книги, а вторая — вообще многотомника. Впечатление некоторой академической неотделанности дополняет использование место­имения «я» вместо научного «мы» в авторской речи. А также встречающиеся порой высказывания наподобие «на мой взгляд, этот портрет напоминает о том, что между нами и людьми эпохи Возрождения не такая уж большая дистанция, как может показаться».

Книге явно пошло бы на пользу ограничение географического ареала и несколько большее внимание к современным методикам исследования конкретно портретного жанра со всей его спецификой. Тем не менее монографию, безусловно, стоит прочесть читателю, желающему ознакомиться со столь приятной и красивой темой — но отнюдь не такой уж простой, как кажется на первый взгляд.

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+