18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Жилище сталинского времени в роли зеркала эпохи

И. Голосов. Жилой дом военно-инженерной академии яузкий бульвар. 1936.  Фото: Денис Есаков
И. Голосов. Жилой дом военно-инженерной академии яузкий бульвар. 1936.
Фото: Денис Есаков
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Архитектура, состоявшая на службе у государства, своими профессиональными средствами вынуждена была закреплять сложившееся социальное неравенство, и в книге Дмитрия Хмельницкого можно найти этому немало документальных свидетельств

Берлинское издательство DOM publi­shers — единственное на Западе, которое с завидным постоянством и несмотря ни на что выпускает роскошные книги об архитектуре и для архитекторов на русском языке. Среди важных публикаций прошлых лет — капитальное исследование архитектора Филиппа Мойзера (он же владелец и руководитель DOM publishers) «Жилищное строительство в СССР 1955–1985. Архитектура хрущевского и брежневского времени». Такой пристальный взгляд извне вызвал в русскоязычном профессиональном сообществе как восхищение, так и плохо скрываемую ревность.

Не прошло и двух лет, как Мойзер издал в том же формате и дизайне и почти в таком же объеме книгу Дмитрия Хмельницкого «Жилищное строительство в СССР 1925–1955. Архитектура сталинской эпохи». Вместе они теперь составляют двухтомник, в котором изложение истории советской архитектуры разительно отличается от официальных доктрин, растиражированных в свое время в теоретических трудах и вузовских учебниках. Разумеется, советская архитектура началась чуть раньше — еще в 1918 году, когда в стране бушевала Гражданская война, но в архитектурной мастерской Моссовета Алексей Щусев и Иван Жолтовский уже разработали генеральный план новой столицы, рассчитанный на 25–30 лет, а Иван Фомин приступил к проекту урегулирования Петрограда. И закончилась советская архитектура чуть позже: ее последними аккордами стали феномен «бумажной архитектуры» и стремительное распространение постмодернизма во второй половине 1980-х. Но не эти явления определяют ее основное содержание, а те 60 лет, которые связаны с эпохами Сталина, Хрущева и Брежнева.

Хмельницкий Д. Жилищное строительство в СССР 1925–1955. Архитектура сталинской эпохи. Берлин: DOM publishers, 2023. 256 с., ил.
Хмельницкий Д. Жилищное строительство в СССР 1925–1955. Архитектура сталинской эпохи. Берлин: DOM publishers, 2023. 256 с., ил.

В фокусе внимания Дмитрия Хмельницкого не столько яркое начало (короткий период авангарда и конструктивизма, хорошо изученный благодаря трудам Селима Хан-Магомедова), сколько четверть века «сталинского неоклассицизма». В этот период, согласно Хмельницкому, «архитектура перестала существовать как свободная профессия — все архитекторы страны оказались приписанными к тем или иным государственным ведомствам». Наиболее полно он раскрыл свой тезис в ранее изданных книгах «Архитектура Сталина. Психология и стиль» и «Зодчий Сталин», а жилищной политике в период первых пятилеток посвящена написанная им в соавторстве с Марком Мееровичем и Евгенией Конышевой монография «Кладбище соцгородов».

И вот перед нами его следующая работа, едва ли не всеобъемлющая по обозначенной теме. В первой части, озаглавленной «Миф о домах-коммунах», речь идет о том, какие формы принимало обсуждение жилищной проблемы в советской архитектурной прессе 1927–1931 годов. Здесь рассматривается деятельность таких важных участников борьбы вокруг будущего советского жилья, как Моисей Гинзбург, Николай Милютин, Михаил Охитович и Леонид Сабсович. Автор объясняет, почему речь Лазаря Кагановича на пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года стала вехой в истории советской архитектуры. Подробный анализ этого доклада выявляет все основные векторы ее будущей эволюции.

Борис Иофан. Жилой дом ЦИК и СНК Москва.  1927.  Фото: Денис Есаков
Борис Иофан. Жилой дом ЦИК и СНК Москва. 1927.
Фото: Денис Есаков

Вторая часть книги называется «Жилище времен индустриализации. Планы и реальность». Вопреки прогнозам Госплана в середине 1930-х огромную страну постигла жилищная катастрофа, но это не было просчетом или недальновидностью власти. На конкретных примерах Хмельницкий доказывает, что решение жилищной проблемы правительством не планировалось в принципе. В отличие от 1920-х годов, даже обсуждение этой темы было запрещено. Обеспечение жильем горожан поддерживалось на уровне, вдвое меньшем установленного ранее санитарного минимума. Противо­естественно быстро растущее население городов и рабочих поселков плановым образом расселялось в бараки и землянки, ставшие в это время самым массовым типом советского жилья.

Иначе говоря, сталинская архитектура была вызывающе антисоциальна. Она обслуживала бытовые нужды узкого привилегированного слоя населения и потребности правительственного аппарата, руководствуясь при этом едиными художественными установками цензурных ведомств. Общество было поделено на иерар­хические касты с автономными системами обслуживания и обеспечения бытовыми благами. Разумеется, такие системы функционировали втайне от масс и маскировались красивыми лозунгами, в которые эти массы в целом охотно верили.

Иван Жолтовский. Жилой дом на Моховой улице, Москва. 1932-1934.  Фото: Карина Димер
Иван Жолтовский. Жилой дом на Моховой улице, Москва. 1932-1934.
Фото: Карина Димер

В третьей части книги Хмельницкий рассматривает различные типы советского жилища на примере двух его крайних иерархических вариантов — бараков и квартир для так называемой элиты: партийно-чиновничьего аппарата, верхушки НКВД, военачальников и сервильной интеллигенции. Автор может показаться излишне резким в своих оценках, когда утверждает, что готовность режима инвестировать в повышение уровня жизни населения была нулевой. Но такие его выводы подкреплены в книге огромным фактическим материалом, документами, с которыми не поспоришь. Их можно только игнорировать, но тогда и выводы будут ложными. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+