18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Распятие» Тинторетто: хорошо подготовленная импровизация

11-метровая панорама, на которой изображено более 80 фигур, считается шедевром Тинторетто и выдающимся достижением итальянского Чинквеченто. Фото: Save Venice Inc
11-метровая панорама, на которой изображено более 80 фигур, считается шедевром Тинторетто и выдающимся достижением итальянского Чинквеченто.
Фото: Save Venice Inc
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Под красочным слоем знаменитой картины в ходе ее реставрации обнаружены следы сложной системы чертежных сеток, наличие которых свидетельствует о том, что венецианские художники отнюдь не пренебрегали подготовительным рисунком

Если в Риме есть Сикстинская капелла Микеланджело, то в Венеции ее аналогом служит Скуола-Гранде ди Сан-Рокко — внушительное сооружение XVI века в районе Сан-Поло, которое украшает серия из более чем полусотни картин на религиозные сюжеты кисти Якопо Тинторетто (1518/1519 – 1594).

Живописная серия, создававшаяся в период с 1564 по 1587 год, украшает стены, потолки и лестничные пролеты изысканного здания скуолы — братства христиан-мирян, носящего имя средневекового французского святого. Работа над ней заняла значительную часть жизни художника, но наибольшую известность получила одна из ранних картин серии — «Распятие» (1565). Эта 11-метровая панорама, на которой изображено более 80 фигур, считается шедевром венецианского художника и выдающимся достижением итальянского Чинквеченто.

Живописная серия, создававшаяся в пе- риод с 1564 по 1587 год, украшает стены, потолки и лестничные пролеты изысканного здания скуолы — братства христиан-мирян, носящего имя средневекового французского святого. Фото: Save Venice Inc
Живописная серия, создававшаяся в пе- риод с 1564 по 1587 год, украшает стены, потолки и лестничные пролеты изысканного здания скуолы — братства христиан-мирян, носящего имя средневекового французского святого.
Фото: Save Venice Inc

Обычно «Распятие» безраздельно доминирует в небольшом зале заседаний под названием Sala dell’Albergo на верхнем этаже здания, но в последние два года эту огромную композицию скрывали реставрационные леса. В ходе работ удалили искажавший цвета лак и провели технический анализ картины, позволивший глубже понять авторский метод. Инициатором этого проекта стоимостью €650 тыс. выступила американская некоммерческая организация Save Venice («Спасем Венецию»), занимающаяся сохранением культурного наследия города.

По словам реставратора Катерины Барнабы, которая входит в совет директоров римской организации Conservazione Beni Culturali (CBC) и работала над «Распятием», многие изменения видны невооруженным глазом. «Картину скрывал окислившийся и сильно пожелтевший лак», — рассказывает она. Слои лака добавили в ходе предыдущей реставрации в начале 1970-х, после того как «Распятие» пострадало в результате сильнейшего наводнения 1966 года. Во время новой реставрации не только удалили этот лак, но и исправили недочеты ретуши, внесенной ранее. Барнаба уверяет, что теперь картина вновь обрела «очень глубокую перспективу» и правильный цветовой баланс. К примеру, пергамент с надписью в левом нижнем углу, выполненный в технике тромплей (обманка), превратился из желтовато-коричневого в ярко-белый.

Во время новой реставрации не только удалили этот лак, но и исправили недочеты ретуши, внесенной ранее. Фото: Save Venice Inc
Во время новой реставрации не только удалили этот лак, но и исправили недочеты ретуши, внесенной ранее.
Фото: Save Venice Inc

Возможно, самым неожиданным открытием стало то, что Тинторетто, по-видимому, использовал систему чертежных сеток для переноса фигур с подготовительных рисунков и общей организации пространственных отношений между фигурами. Барнаба рассказывает, что эти сетки нанесены углем, а главная сетка, похоже, покрывала почти всю поверхность картины. Внутри большой сетки есть сетки меньшего размера, нанесенные для более мелких фигур. Прежде было известно, что Тинторетто время от времени использовал подобные сетки, но не в таких масштабах.

В эпоху Возрождения мастерство рисунка — обозначавшегося термином disegno — играло важнейшую роль прежде всего во флорентийской живописи. Художники, как правило, начинали с подготовительных рисунков, затем делали композиционные рисунки и окончательный завершенный эскиз, называемый картоном, после чего использовали систему сеток для переноса заготовок на поверхность будущего произведения. Что же касается венецианцев, то считалось, что они работали гораздо менее системно и больше импровизировали, полагаясь при создании картин скорее на цвет, чем на рисунок. В пользу этой версии говорил тот факт, что до нас дошло очень небольшое число рисунков многих венецианских художников. Так, известно лишь несколько драгоценных рисунков, бесспорно атрибутированных Джорджоне, и менее 50 рисунков его младшего современника Тициана. Рисунков Тинторетто, связанных с «Распятием», также сохранилось очень немного.

Возможно, самым неожиданным открытием стало то, что Тинторетто, повидимому, использовал систему чертежных сеток для переноса фигур с подготовительных рисунков и общей организации пространственных отношений между фигурами. Фото: Save Venice Inc
Возможно, самым неожиданным открытием стало то, что Тинторетто, повидимому, использовал систему чертежных сеток для переноса фигур с подготовительных рисунков и общей организации пространственных отношений между фигурами.
Фото: Save Venice Inc

По словам Джона Марчари, возглавляющего отдел рисунков и гравюр в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке, в последние десятилетия это распространенное в XVI веке противопоставление римского и флорентийского disegno, ассоциирующегося в первую очередь с Микеланджело, от которого до нас дошло около 600 рисунков, и colorito Тициана все чаще подвергается критике. Обнаружение полной сетки на «Распятии» может способствовать расширению этой идеи. Марчари, курировавший выставку 2018 года «Рисунок в Венеции Тинторетто» в Музее Моргана, полагает, что противопоставление disegno и colorito уже не имеет смысла, поскольку теперь считается, что венецианские художники регулярно использовали рисунок, пусть и не так строго, как тосканцы. «Когда им был нужен рисунок, они его делали, — говорит Марчари о венецианцах XVI века. — Если требовалось масштабировать фигуру с помощью системы сеток, они делали это, но не каждый раз».

Фредерик Илчман, заведующий отделом европейского искусства в Музее изящных искусств в Бостоне и председатель организации Save Venice, объясняет, что Тинторетто, известный своей быстрой работой, свободными контурами и мазками, действительно использовал цвет в качестве инструмента для создания композиции. Он приводит в пример чередование цветов в одежде двух фигур, поднимающих кающегося разбойника слева от Христа: на одном розовый тюрбан и синяя туника, а на другом розовая туника и синий пояс. По его словам, этот прием «помогает объединить гигантскую картину». Но теперь мы имеем основания полагать, что под этой выразительной цветописью скрывается организующая структура.

Тинторетто, известный своей быстрой работой, свободными контурами и мазками, использовал цвет в качестве инструмента для создания композиции. Фото: Save Venice Inc
Тинторетто, известный своей быстрой работой, свободными контурами и мазками, использовал цвет в качестве инструмента для создания композиции.
Фото: Save Venice Inc

«Подтверждение наличия сетки очень важно», — уверен Илчман. Сам факт ее использования показывает, что «Тинторетто работал достаточно методично, несмотря на быстроту и склонность к импровизации».

Восстановленная благодаря реставрации глубина перспективы напомнит зрителям о том, что Тинторетто новаторски использовал необычный вытянутый формат. Созданная для того, чтобы висеть чуть выше уровня глаз в относительно небольшом помещении, картина производила более сильное впечатление, чем расположенный на некотором удалении алтарный образ. По словам Илчмана, замысел заключался в том, чтобы «полностью охватить наше поле зрения».

Как сообщила Мелисса Конн, директор венецианского офиса Save Venice, широкой публике доступ к «Распятию» вновь откроют этой весной. А в мае состоится конференция, на которой CBC представит развернутый отчет и выводы исследователей.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+