Творческий путь Евгения Левинсона (1894–1968) достаточно известен и изучен. Почти все воплощенные проекты, в которых он принимал участие — а их составители книги об этом архитекторе насчитали 53, — сохранились до наших дней. Преимущественно его наследие украшает улицы Петербурга: Первый дом Ленсовета, застройка Ивановской улицы, станция метро «Автово», Пискаревский мемориал, гостиница «Советская», железнодорожный вокзал в Пушкине. Во время войны Левинсон был эвакуирован в Магнитогорск и немало спроектировал там. Позднее он участвовал в создании ансамбля площади Калужской заставы в Москве, который известен в том числе по сочинениям Александра Солженицына, отбывавшего там принудительные работы.
Биография Левинсона как архитектора характерна для советской истории. В 1920–1930-е годы он испытал влияние конструктивизма, но ближе ему был стиль ар-деко в изводе Ле Корбюзье, который он, подобно Борису Иофану, обогатил традициями итальянского Ренессанса. В 1930–1950-е годы Левинсон следовал помпезной магистральной линии, создавая вполне типические образцы «советского ампира», а с конца 1950-х обратился к модернизму. Советская идеология всячески поощряла коллективизм, в том числе в архитектуре, поэтому подавляющее большинство проектов Левинсон выполнил совместно с коллегами.
Большая и значимая часть жизни этого зодчего связана с Ленинградом. Там он — во ВХУТЕИНе — завершил свое образование, начатое еще на архитектурном факультете в Петербургском институте гражданских инженеров (где учился вместе с Сергеем Эйзенштейном). С 1934 года и до конца жизни Левинсон возглавлял одну из мастерских Ленпроекта, опять-таки вместе с кем-нибудь из товарищей (сначала с Игорем Фоминым, позже с Давидом Гольдгором). Перед самой войной Левинсона выбрали членом-корреспондентом Академии архитектуры, потом он защитил докторскую диссертацию. В 1948 году, в период позорной борьбы с космополитизмом, он энергично критиковался коллегами, но недруги его вскоре сами попали в опалу в результате «ленинградского дела», тогда как Левинсон, вместе с очередным соавтором, Андреем Грушке, в 1951-м удостоился Сталинской премии третьей степени. В целом Евгению Левинсону удалось прожить долгую и достаточно благополучную жизнь.
До сих пор речь шла о типических чертах биографии архитектора. Теперь же хотелось бы сказать об уникальных. Особенность творческой манеры Левинсона, пожалуй, можно объяснить тем, что он начинал как художник и сценограф. Левинсон родился в Одессе, вернулся туда после революции 1917 года и именно там начал свой творческий путь. Он сотрудничал с местными театральными антрепризами: «ТеРевСат», «ИсТруд», «КРОТ» («Конференция рыцарей острого театра»), в котором примой была Рина Зеленая. Кроме того, Левинсон хорошо зарекомендовал себя как книжный иллюстратор. Талант рисовальщика и сценографа весьма помогал ему и на основном поприще. Созданные им архитектурные проекты выглядели весьма эффектно, они словно появлялись из-за театрального занавеса. А элегантные и художественно выразительные элементы декоративного оформления фасадов и интерьеров появлялись из-под пера и карандаша Левинсона-графика.
Научное издание, несмотря на сухость изложения материала, получилось достойным архитектора-художника (авторы текстов — Илья Печенкин и Ольга Шурыгина). Книгу украшает множество фотографий, демонстрирующих воплощенные проекты Левинсона с различных ракурсов и по возможности детально. Работу фотографов необходимо особенно отметить. Дополнительную ценность представляет подробный аннотированный каталог построек и проектов героя книги.