18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Евгений Левинсон: театру одного архитектора необходимы соавторы

Административно-жилое здание на улице Пестеля. Вид со стороны набережной реки Фонтанки. 2024. Фото: Виктор Савик
Административно-жилое здание на улице Пестеля. Вид со стороны набережной реки Фонтанки. 2024.
Фото: Виктор Савик
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Труды и дни зодчего, повлиявшего на формирование облика экс-столицы, которая стала Ленинградом, отражены в монографии, посвященной Левинсону. Его творения рассмотрены не только на словах, но и посредством тщательно подобранного визуального ряда

Творческий путь Евгения Левинсона (1894–1968) достаточно известен и изучен. Почти все воплощенные проекты, в которых он принимал участие — а их составители книги об этом архитекторе насчитали 53, — сохранились до наших дней. Преимущественно его наследие украшает улицы Петербурга: Первый дом Ленсовета, застройка Ивановской улицы, станция метро «Автово», Пискаревский мемориал, гостиница «Советская», железнодорожный вокзал в Пушкине. Во время войны Левинсон был эвакуирован в Магнитогорск и немало спроектировал там. Позднее он участвовал в создании ансамбля площади Калужской заставы в Москве, который известен в том числе по сочинениям Александра Солженицына, отбывавшего там принудительные работы.

Биография Левинсона как архитектора характерна для советской истории. В 1920–1930-е годы он испытал влияние конструктивизма, но ближе ему был стиль ар-деко в изводе Ле Корбюзье, который он, подобно Борису Иофану, обогатил традициями итальянского Ренессанса. В 1930–1950-е годы Левинсон следовал помпезной магистральной линии, создавая вполне типические образцы «советского ампира», а с конца 1950-х обратился к модернизму. Советская идеология всячески поощряла коллективизм, в том числе в архитектуре, поэтому подавляющее большинство проектов Левинсон выполнил совместно с коллегами.

Архитектор Евгений Левинсон / Авторы текстов И. Печенкин, О. Шурыгина; ред. С. Веснин, Ю. Герасимова, М. Крылова. СПб.: БФ «Диктум Фактум»; Пропилеи, 2024. 656 с., ил.
Архитектор Евгений Левинсон / Авторы текстов И. Печенкин, О. Шурыгина; ред. С. Веснин, Ю. Герасимова, М. Крылова. СПб.: БФ «Диктум Фактум»; Пропилеи, 2024. 656 с., ил.

Большая и значимая часть жизни этого зодчего связана с Ленинградом. Там он — во ВХУТЕИНе — завершил свое образование, начатое еще на архитектурном факультете в Петербургском институте гражданских инженеров (где учился вместе с Сергеем Эйзенштейном). С 1934 года и до конца жизни Левинсон возглавлял одну из мастерских Ленпроекта, опять-таки вместе с кем-нибудь из товарищей (сначала с Игорем Фоминым, позже с Давидом Гольдгором). Перед самой войной Левинсона выбрали членом-корреспондентом Академии архитектуры, потом он защитил докторскую диссертацию. В 1948 году, в период позорной борьбы с космополитизмом, он энергично критиковался коллегами, но недруги его вскоре сами попали в опалу в результате «ленинградского дела», тогда как Левинсон, вместе с очередным соавтором, Андреем Грушке, в 1951-м удостоился Сталинской премии третьей степени. В целом Евгению Левинсону удалось прожить долгую и достаточно благополучную жизнь.

Жилой дом Наркомата военно-морского флота СССР (Дом военкоров). 2024. Фото: Виктор Савик
Жилой дом Наркомата военно-морского флота СССР (Дом военкоров). 2024.
Фото: Виктор Савик

До сих пор речь шла о типических чертах биографии архитектора. Теперь же хотелось бы сказать об уникальных. Особенность творческой манеры Левинсона, пожалуй, можно объяснить тем, что он начинал как художник и сценограф. Левинсон родился в Одессе, вернулся туда после революции 1917 года и именно там начал свой творческий путь. Он сотрудничал с местными театральными антрепризами: «ТеРевСат», «ИсТруд», «КРОТ» («Конференция рыцарей острого театра»), в котором примой была Рина Зеленая. Кроме того, Левинсон хорошо зарекомендовал себя как книжный иллюстратор. Талант рисовальщика и сценографа весьма помогал ему и на основном поприще. Созданные им архитектурные проекты выглядели весьма эффектно, они словно появлялись из-за театрального занавеса. А элегантные и художественно выразительные элементы декоративного оформления фасадов и интерьеров появлялись из-под пера и карандаша Левинсона-графика.

Интерьер квартиры Левинсона в доме РЖСКТ совторгслужащих на Каменноостровском проспекте, 55. 2024. Фото: Виктор Савик
Интерьер квартиры Левинсона в доме РЖСКТ совторгслужащих на Каменноостровском проспекте, 55. 2024.
Фото: Виктор Савик

Научное издание, несмотря на сухость изложения материала, получилось достойным архитектора-художника (авторы текстов — Илья Печенкин и Ольга Шурыгина). Книгу украшает множество фотографий, демонстрирующих воплощенные проекты Левинсона с различных ракурсов и по возможности детально. Работу фотографов необходимо особенно отметить. Дополнительную ценность представляет подробный аннотированный каталог построек и проектов героя книги. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+