В Галерее графики Государственного Эрмитажа выставили 200 листов изящного искусства — от архаичного готического «Портрета мужчины в шляпе» (1450–1460-е) Жана Фуке до изысканного многофигурного «Несения Креста» (1611–1616) Жак-Шарля де Белланжа, позднего маньериста, соединявшего религиозность и чувственность.
В искусстве Франции отразились сложные перипетии европейской истории. Поэтому среди авторов рисунков много нефранцузов по происхождению, но художников, важных для формирования французской школы. Разнообразный материал потребовал объединения усилий четырех кураторов: Александра Конева, Карины Красильниковой, Ирины Кулименевой и Василия Успенского.
По словам Успенского, главная идея — показать, как формировалась «французскость» французского искусства. Именно в XVI веке это искусство обрело трех китов: классичность, чувственность, элегантность, на которых будет держаться все последующие эпохи, от рококо до ар-нуво.
Основу эрмитажного собрания французской графики составляют коллекции Карла Кобенцля и Генриха фон Брюля, предусмотрительно приобретенные Екатериной II, когда они были доступны. Остальное попало в музей в 1920-е годы из Академии художеств и Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
Галерея графики существует в Эрмитаже меньше двух лет, но уже сложилась традиция четкого разделения представляемых листов по хронологии и/или техникам, именам, сюжетам. В случае с французской графикой кураторы начинают с известных рисунков Франсуа Клуэ, прозванного Жане, по словам куратора, совершенных, но холодных и чуть льстивых. Таковы портреты французских королей Франциска I, который и стал основателем школы Фонтенбло, пригласив итальянских художников; Карла IX, прожившего всего 23 года и чье правление отмечено Варфоломеевской ночью; а также Екатерины Медичи — королевы-матери, регентши при малолетнем Карле IX.
Такие же качественные, но без льстивости рисунок Пьера Дюмустье Старшего, который изобразил своего старшего брата Этьена, и превосходный «Портрет молодого человека», нарисованный Мастером I.D.C. У персонажа грустные умные глаза нашего современника, хоть рисунок и создан 450 лет назад.
В центре выставки та самая школа Фонтенбло. Как говорит Успенский, представьте себе, что италоман Франциск I привозит во Францию, где еще в тренде готика, даже не мастеров Высокого Возрождения с их преклонением перед Античностью, а маньеристов Россо Фьорентино и Франческо Приматиччо — тогдашний авангард европейского искусства, которые вместо стремления к возвышенному идеалу предавались игре, соревнуясь в оригинальности. «Франция, не успевшая выучиться художественной азбуке, получила в качестве прописей упражнения в виртуозной каллиграфии», — поясняет куратор.
Впрочем, будем объективны: король приглашал и титанов Возрождения. Микеланджело и Рафаэль отказались. Леонардо да Винчи на склоне лет приехал. Ничего особенного не создал, но привез с собой «Джоконду».
Маньеристы задавали тон в Фонтенбло. Эскиз настольного украшения Россо Фьорентино, «Два фавна несут сатира», «Юпитер, Нептун и Плутон» и «Отдыхающая Диана» Приматиччо — образцы высокого маньеризма. За учителями потянулись другие «школьники». Гравюра резцом «Парнас» Этьена Делона и рисунок Николя де Хея со сценой жестокой казни «Медный бык, или Бык Фаларида» не уступят итальянцам.
В том же ряду находятся произведения Леона Давена: офорт «Мадонна с Младенцем и святыми», созданный по оригиналу Пармиджанино, гравюра «Тимоклея перед Александром», офорт «Александр укрощает Буцефала» (по Приматиччо). Гимном французскому маньеризму стала гравюра «Нимфа Фонтенбло» Пьера Милана и Рене Буавена по оригиналу Фьорентино. Атлетичная нагая красавица изображена в обрамлении изысканной архитектуры. Значительное место на выставке отведено рисункам и гравюрам Этьена Делона из серий «Моральные аллегории» и «Двенадцать месяцев», «Гротескам» на ветхозаветные сюжеты.
Во Франции маньеризм сильно повлиял на прикладные искусства, о чем свидетельствуют офорты «Герма в виде гротескной фигуры сатирессы» Жана Миньона и «Проект настольного фонтана» Николаса Халинса, рисунок «Кувшин с Нептуном и Амфитритой» Этьена Делона (сосуд должен быть изваян из скульптурных изображений человеческих тел), офорт «Три полукариатиды» Жака Андруэ Дюсерсо Старшего.
Радость настоящего библиофила — первый показ для широкой публики книжной графики. Это иллюстрации Бернара Соломона к «Метаморфозам» Овидия, Пьера Эскриха — к книге «Слово об устройстве лагерей и военной дисциплины у римлян», гравюры Леонара Готье из серии «108 иллюстраций к Ветхому и Новому Заветам».
Мажорен финал выставки. Отдельный зал посвящен Жаку де Беланжу и его работам на библейские сюжеты — соединившим религиозность и эротику предвестникам эпохи барокко.
Государственный Эрмитаж
«Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века»
До 13 июля