18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Денис Миронюк: «В морском музее — флотский порядок»

Генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк.  Фото: Музей Мирового океана
Генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк.
Фото: Музей Мирового океана
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Музей Мирового океана 12 апреля отмечает 35-летие. А в феврале исполнился год, как создательница музея Светлана Сивкова стала его президентом и директорское место занял ее заместитель Денис Миронюк. В беседе с нами он подвел итоги и заглянул в будущее

Поздравляем с двумя годовщинами: наступающим юбилеем музея и прошедшим вашим первым годом на месте руководителя. В какой форме и с каким настроением вы оба пришли к этим датам?

Спасибо. На фоне множества крупных музеев, история которых насчитывает сотни лет, Музей Мирового океана может показаться молодым. Но для нас 35 лет — это уже зрелость. У нас 18 музейных объектов, более 115 тыс. единиц хранения в музейном фонде. В прошлом году мы впервые вошли в десятку медиарейтинга музеев страны, который составляет Интерфакс с учетом индекса заметности в СМИ. Для музея, который находится не в столице, на мой взгляд, это хороший результат — так же, как и более 1,9 млн посещений, зафиксированных по всем объектам в 2024 году.

Что касается меня, то в музее я уже более трех лет, с начала 2022 года, да и по прежней работе (замминистра по культуре и туризму Калининградской области. — TANR) был знаком с его деятельностью. К моменту перехода из заместителей в директора уже успел поучаствовать в процессе включения в состав музея новых объектов. В 2022 году мы получили в пользование бастион «Литва» — фортификационное сооружение XIX века в Калининграде с выходом к реке Новая Преголя. Сейчас оно готовится к реставрации, в дальнейшем здесь откроется выставочное пространство. В 2023-м открыли подводный парк «Янтарный» рядом с одноименным поселком на озере Синявинское у Балтийского моря, где до 70-х годов прошлого века был карьер по добыче янтаря открытым способом. Мы активно развиваем инфраструктуру старого маяка на Куршском заливе, в 2024 году построили рядом с ним научно-экспедиционную базу «Дом моряка».

Досье
Денис Миронюк

Генеральный директор Музея Мирового океана

2009 окончил Российский государственный университет им. И.Канта
2011 работал на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в управлении строительства фрегатов проекта 11356
2012 проходил службу в Вооруженных Силах РФ
2013 окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
С 2013 в правительстве Калининградской области
2018 защитил кандидатскую диссертацию по всеобщей истории
2020–2022 заместитель министра по культуре и туризму Калининградской области
2022–2024 заместитель генерального директора Музея Мирового океана по внешним связям и стратегии
С 2024 генеральный директор Музея Мирового океана

Еще…

Мне было легко вливаться в сильную, слаженную команду, где каждый знает свой участок работы. В музее есть поговорка: в морском музее — флотский порядок. Удерживать наш большой корабль на курсе, который был взят идейным вдохновителем и президентом музея Светланой Геннадьевной Сивковой, — моя главная задача как нового директора.

Расскажите об объекте, ввод которого в эксплуатацию уже не раз откладывался, — экспозиционном корпусе «Планета Океан». К юбилею откроете?

Музей Мирового океана — единственный комплексный морской музей в нашей стране, а «Планета Океан» — это его квинт­эссенция, главный объект, который был задуман, чтобы соединить знания человечества о Мировом океане, облечь их в современную музейную форму. Безусловно, это и самый сложный наш объект, и самый долгожданный. Прямо сейчас музей как будущий эксплуатант принимает корпус. Мы осматриваем здание, делаем замечания, строители устраняют недостатки, а параллельно там же идет работа по созданию экспозиции. Корпус нашего 42-метрового шара разделен на 9 ярусов — мы называем их палубами. На каждом — лаборатория, посвященная отдельной теме: «Лаборатория Балтики», «Большой океан», «Аквариумы», «Лаборатория жизни», «Лаборатория воды и воздуха», «Лаборатория технологий», «Лаборатория космоса и Земли», «Лаборатория красоты», «Библиотека». Их мы как раз и насыщаем фондовыми предметами, мебелью, витринами.

Новый экспозиционный корпус музея -  «Планета Океан».  Фото: Музей Мирового океана
Новый экспозиционный корпус музея - «Планета Океан».
Фото: Музей Мирового океана

Экспозиция сложная, наукоемкая, площадь объекта 10 тыс. кв. м — конечно, невозможно все сделать в одну минуту. Практически весь наш штат, особенно сотрудники, которые относятся к научному и экспозиционно-выставочному блокам, сосредоточены на этой работе, которая будет вестись в течение всего года. Будем поэтапно открывать, показывать калининградцам и гостям города то, что сделано.

12 апреля что-то покажете?

Да, покажем образовательный центр «ОКЕАНиЯ». Там уже практически все готово. Идет настройка мультимедийных комплексов, оборудуются кабинеты. Так что юбилей отпразднуем вместе с посетителями и друзьями музея уже в новых стенах.

Вы упомянули аквариумы. Это, наверное, самая разрекламированная часть новой экспозиции. И самая долгожданная?

Это точно. Все хотят увидеть большие аквариумы, красивых рыб, которые сейчас ждут переезда в аквариальном комплексе в Москве под круглосуточным наблюдением специалистов — рыбоводов, ихтиопатологов. Мы их навещаем ежемесячно. В декабре был там, смотрел на акул, скатов, других гидробионтов (организмы, обитающие в воде. — TANR) — в целом их более 1,5 тыс. Все довольны условиями, если можно так выразиться. Аквариумы уже установлены, идет настройка оборудования, устранение недостатков. Транспортировка живых организмов — процесс сложный и ответственный, надо очень тщательно все подготовить. Если не будет сбоев, мы планируем открытие аквариальной зоны уже в июне.

Праздник закончится, откроются все лаборатории «Планеты Океан». Чем будет заниматься команда музея?

Для нас юбилей — это в первую очередь возможность зафиксировать достижения 35 лучших лет и посмотреть «внутрь себя», сформулировать дальнейшие цели и стратегию. В ближайшие годы музею необходимо будет сосредоточиться на изучении собственного фонда, который достаточно обширен. И если 100% нашего фонда уже включено в Госкаталог, то изученность его составляет около 60%. Этот показатель необходимо повышать.

Я уже упоминал, что мы — комплексный музей. Технический: у нас пять крупнотоннажных судов, множество морских приборов и оборудования. Естественно-научный: у нас только раковин морских моллюсков 10 тыс. единиц хранения, мы располагаем огромной коллекцией ископаемых образцов морских беспозвоночных и рыб со всего мира, а также уникальным собранием балтийского янтаря с биологическими включениями — растениями и насекомыми. У музея есть и богатое картографическое собрание, редкие произведения изобразительного и декоративного искусства, которые соотносятся с морской тематикой. После праздника жизнь снова войдет в свое русло, и у нас появится прекрасная возможность внимательно изучать эти фонды и вводить новые данные в научный оборот.

В экспозиции музея пять крупнотоннажных судов, множество морских приборов и оборудования. Фото: Музей Мирового океана
В экспозиции музея пять крупнотоннажных судов, множество морских приборов и оборудования.
Фото: Музей Мирового океана

У музея 18 объектов. Помимо упомянутых вами судов, маяка, подводного парка, это еще и гидросамолет, и даже Королевские и Фридрихсбургские ворота в Калининграде. Вы видите здесь какие-то пределы роста?

Пределов роста не существует. Музей все эти годы жил по принципу: если остановимся в развитии, то утратим достигнутое. Каждый день, месяц, год ставим перед собой новые, порой кажущиеся недостижимыми задачи. В будущем у музея обязательно появятся новые объекты. Уверен, что это и исторические здания, и крупногабаритная морская техника — все, что связано с понятием морского природного и культурного наследия.

В прошлом году мы с Русским географическим обществом и другими парт­нерами начали обсуждать присутствие музея на других континентах…

Неужели Антарктида?

Вы догадались. Благодаря поддержке Россотрудничества думаем об организации выставки, а возможно, и постоянной экспозиции на станции «Беллинсгаузен». Надеемся сделать это сов­местно с владельцем станции — Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом. Работаем над масштабированием проекта под общим названием «Российский флаг над океаном», когда на борту российских судов и кораблей, которые находятся непосредственно в море, размещены тематические выставки. Во время захода в иностранные порты суда могли бы принимать посетителей, а такие выставки — рассказывать о нашей стране, ее истории и гео­графии. С древних времен океан был пространством культурного обмена, а моряки, как сейчас говорят, выполняли роль амбассадоров. Сегодня это тоже актуально.

Отдельным направлением работы музея является экспедиционная деятельность. Несколько российских команд сотрудничают с нами в области комплектования фондов и информационного продвижения. Это клуб «5 океанов» в их втором кругосветном плавании и континентальная экспедиция «Россия 360».

У музея много планов в сфере образовательных, просветительских проектов. Мы продолжаем проводить яхтенные походы — как по нашим внутренним водным путям, так и через Балтийское море. Думаю, что всех, кто следит за нашей жизнью, ждет еще много интересных проектов, в которых я приглашаю участвовать совместно. Наш музей стал таким, какой он есть, благодаря друзьям, которые с самого основания его поддерживали, вкладывая свою энергию, мысли и душу. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+