18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Полночное признание в любви гению абстракции

Последняя книга Таситы Дин включает в себя серию сделанных крупным планом фотографий текстовых работ Сая Твомбли.  Фото: Tacita Dean/MACK
Последняя книга Таситы Дин включает в себя серию сделанных крупным планом фотографий текстовых работ Сая Твомбли.
Фото: Tacita Dean/MACK
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Известная британская художница Тасита Дин выпустила новую книгу, проведя ночь в музее среди произведений Сая Твомбли. Она искала там не приключений, а вдохновения, которое помогло бы ей перевести давнюю увлеченность этим автором на другой уровень

Первой работой Сая Твомбли (1928–2011), которую увидела Тасита Дин, была акварель на бумаге с использованием техники коллажа «Пан» (1975), открывавшая ретроспективу художника в галерее Whitechapel в 1987 году. Она очень хорошо запомнила этот момент. Дин училась в Фалмутской школе искусств, и преподаватель посоветовал ей посмотреть работы этого американского художника, который был мало известен в Великобритании. Она села на лондонский поезд, зашла в галерею — и для нее все изменилось. Ее будто поразил удар грома — как и при знакомстве с ретроспективой Марселя Бротарса в Париже несколько лет спустя. По словам Дин, в обоих случаях это было так, словно внезапно «ты находишь спутника жизни», и по прошествии лет ее чувства «ни на йоту не изменились».

Твомбли на открытии Cy Twombly Gallery в Коллекции Мениль в Хьюстоне. 1995. Фото: Hickey-Robertson Courtesy of the Menil Collection
Твомбли на открытии Cy Twombly Gallery в Коллекции Мениль в Хьюстоне. 1995.
Фото: Hickey-Robertson Courtesy of the Menil Collection

Сохранившаяся на всю жизнь преданность лежит в основе ее новой «книги художника» «Почему Сай». Эта книга появилась после ночи, проведенной Таситой Дин наедине с работами Сая Твомбли в Коллекции Мениль в Хьюстоне в прошлом году, и была издана к собственной выставке художницы «Слепая глупость» в том же музее (до 19 апреля).

Идея провести ночь в залах Сая Твомбли пришла Дин после того, как она целый месяц пыталась сделать что-то, используя находящиеся там работы. «Когда сидишь перед произведением искусства, мысли блуждают. Неожиданно мне стало ясно, что необходимы какие-то рамки, ограничивающий фактор». Музей согласился запереть ее внутри на ночь. Художница бродила по залам с фотоаппаратом и блокнотом, и ограниченное время одной ночи, которое имелось в ее распоряжении, заставляло принимать быстрые решения.

На обложку книги помещена ее рукотворная работа, а далее следуют 99 фотографий, отснятых в течение тех бессонных часов. Кроме того, издание включает буклет с комментариями Дин — набранными на компьютере и рукописными.

Tacita Dean. Why Cy. Mack. 96 с. £75. На английском языке
Tacita Dean. Why Cy. Mack. 96 с. £75. На английском языке

Некоторые заметки художницы весьма забавны. «Что такое Maat? — пишет она своим небрежным почерком под рисунком, на котором как будто читается это слово. — Наверное, мне придется свериться с этой „кошмарной книгой“». И дальше не раз упоминает «книгу интерпретаций», издание в шести томах, вышедшее в 2022 году, в котором историк искусства Тьерри Грейб попытался расшифровать все письменные и литературные фрагменты, присутствующие в творениях Твомбли.

Дин не согласна с таким подходом, лишающим загадки то, как художник оперирует языком. Она считает, что для нее слова значат то же самое, что и для него: это особое средство коммуникации, когда любой пропуск, стертость становятся частью образа. «Сай восстановил бы утраченные фрагменты, если бы захотел, но если не хотел, то оставлял где-то в глубине».

С самого начала Дин старалась прийти к внутреннему пониманию того, как Твомбли использовал в своем искусстве слова. Когда куратор Линн Кук пригласила ее участвовать в цикле лекций «Художники о художниках» в Детройтском институте искусств в 2003 году, она решила говорить о Твомбли. В записи той лекции слышно, как ее голос чуть дрожит, когда она начинает: «Сай Твомбли не самый простой выбор, если хочешь рассказать о художнике. Всем известно, что его работы невыразимо прекрасны и могут лишить любого дара речи. Не хватает слов…»

Тасита Дин на фоне своей работы из проекта 2010-х годов: афганские горы изображены мелом на доске.  Фото: AAP Image/Dan Himbrechts; Australian Associated Press/Alamy Live News
Тасита Дин на фоне своей работы из проекта 2010-х годов: афганские горы изображены мелом на доске.
Фото: AAP Image/Dan Himbrechts; Australian Associated Press/Alamy Live News

В конце концов Дин познакомилась с Твомбли на открытии его выставки в Галерее Гагосяна в Риме в 2007 году. Ему было уже под 80. У кого-то из друзей Дин сохранились карточки с информацией о ее уже давней лекции. Дин попросила художника написать на них ее имя, означающее на латыни «молчаливая». И он написал на всех трех карточках: «Тасита Тасита Тасита Сай Сай Сай». Художница их бережно хранит.

За ночь в залах Коллекции Мениль она заполнила рисунками целый блокнот. «Я копировала его работы, его почерк, чтобы попытаться оказаться ближе к нему».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+