Папа Франциск, духовный лидер 1,3 млрд католиков мира, глава государства Ватикан и владелец в доверительном управлении великой коллекции произведений искусства и исторической архитектуры Ватикана, умер в возрасте 88 лет. Папа умер в 7:35 утра 21 апреля в Casa Santa Marta, гостевом доме Ватикана, который он сделал своей резиденцией с момента избрания папой в 2013 году. О его смерти объявил кардинал Кевин Фаррелл, папский камерленго, или камерарий, выступая на телеканале Ватикана.
Родившийся в Аргентине Хорхе Марио Бергольо был 266-м папой на протяжении двух тысячелетий, первым членом иезуитского религиозного ордена и первым выходцем как из Америки, так и с глобального юга. Он также был первым папой, взявшим себе тронное имя в честь святого Франциска Ассизского, основателя францисканского монашеского ордена.
Когда он переехал в Ватикан в качестве верховного понтифика католической церкви, то поселился в гостевом доме Casa Santa Marta, а не в Апостольском дворце, и его возили по Риму на небольшой машине, а не на папском лимузине. Его считали консерватором в вопросах католической доктрины и либералом в плане личной заботы о бедных и обездоленных. Благодаря своему открытому лицу и личной теплоте он стал известен своим последователям как «папа Франческо» (Papa Francesco), а не «папа» (The Pope), напоминая наблюдателям за понтификами реформатора Иоанна XXIII, папу с 1958 по 1963 год. Франциск, как и «папа Джованни» за 50 лет до него, нес ауру священника улиц, готового совершать таинства церкви в самых неблагополучных районах, и был «народным папой».
Взяв имя Франциск, новый папа связал себя со святым, чья забота о бедных, о человеческом достоинстве и общении с природой представлена в работах мастеров раннего Возрождения и их последователей. В течение столетия после смерти святого в 1226 году Франциск Ассизский изображался церковью по всей Европе в простой монашеской рясе, проповедующим птицам или получающим стигматы, связанные со смертью Христа на кресте. Знаменитый цикл фресок Джотто и его учеников в базилике в Ассизи, датируемый последними годами XIII века, выполнен по мотивам жития святого.
Когда Франциск выпустил энциклику, посвященную климатическому кризису, опираясь на свое образование химика и призывая к совместному управлению окружающей средой, он взял ее название на средневековой латыни Laudato si’ («Хвала Тебе», 2015) из «Песни о тварях» святого Франциска Ассизского. Энциклика, выпущенная в преддверии подписания Парижского соглашения по климату 2015 года, стала первым случаем, когда Католическая церковь сделала изменение климата частью своего учения.
В 2023 году Лондонская Национальная галерея проводила выставку, посвященную святому Франциску, с произведениями Фра Анджелико, Сассетты, Сандро Боттичелли, Эль Греко и Франсиско де Сурбарана, а также Энтони Гормли и Ричарда Лонга, и Франциск направил послание, приветствуя первую в Великобритании выставку, посвященную святому, которого он назвал «возлюбленным менестрелем Бога». Габриеле Финальди, директор галереи, в своем вступительном слове к выставке описывает святого одинаково близким «как для христиан, так и для нехристиан, для утопистов и революционеров, для любителей животных и для тех, кто трудится во имя человеческой солидарности».
Смерть Франциска стала напоминанием о почти невозможной роли, которую должен играть глава светского или религиозного государства, — быть формальным главой, хранителем истории и безупречным, тактичным посланником. Думается также о многочисленных дополнительных обязанностях, предъявляемых к человеку, занимающему место на престоле Святого Петра и становящемуся духовным лидером, обязанным высказываться и проповедовать по спорным вопросам морали и справедливости.
Франциск следовал примеру своих предшественников, продолжая программу международных визитов, включающую гигантские мессы на открытом воздухе и символические посещения мест, святых для других религий. Внушительной фигурой — он работал вышибалой в ночном клубе в Буэнос-Айресе, чтобы оплатить свое образование, — широкой улыбкой и энергичным языком тела Франциск выделялся, когда служил мессу, — будь то во впечатляющем нефе Святого Петра, или на огромной площади перед базиликой, или во время массовых собраний под открытым небом. Его маршрут, который начался с визита в Бразилию в 2013 году, приостановился в 2020 году и оставался сокращенным в 2021 году из-за глобальной пандемии COVID-19. В последние годы программа была насыщенной, как никогда. Второй визит Франциска в Турцию был запланирован на конец 2025 года, чтобы отметить 1700-ю годовщину Никейского собора, созванного императором Константином в 325 году для объединения всех течений ранней христианской церкви.
Во время визита в Афины в 2021 году он посетил Иеронима II, православного архиепископа Афин и главу Греческой православной церкви, и побывал в Парфеноне. В следующем году, в ноябре 2022 года, Франциск велел Музеям Ватикана вернуть в Грецию три мраморных фрагмента Парфенона, хранившихся в их коллекциях с XIX века. Речь идет о трех скульптурных фрагментах — части головы коня, тянущего колесницу Афины на фризе на западной стороне Парфенона, и элементах голов мальчика и бородатого мужчины из Григорианского музея светского искусства, где хранятся коллекции древностей Святого Престола.
Ожидается, что рекордное количество людей посетит Рим на празднование так называемого Святого, или Юбилейного, года, который объявляется раз в 25 лет.
Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, рассказала The Art Newspaper, что музеи будут открыты на два дополнительных часа каждый день в течение всего этого года.
Будучи папой, Франциск руководил не только музеями и библиотекой Ватикана, но и архитектурным наследием крошечного государства-города Ватикан в самом сердце Рима.
Помимо собора Святого Петра, величайшего строения эпохи Возрождения, это наследие включает в себя Сикстинскую капеллу и ее знаменитый ансамбль фресок конца XV и начала XVI века, капеллу Никколина с фресками Фра Анджелико и Станцы Рафаэля в Апостольском дворце Ватикана. Ватикан также владеет и управляет тремя папскими базиликами в Риме, которые находятся за пределами Ватикана, но принадлежат и управляются Святым Престолом, — Санта-Мария Маджоре (где Франциск решил быть похороненным), Сан-Джованни ин Латерано (официальная материнская церковь католической веры) и Сан-Паоло Фуори ле Мура.
Папа, как и его предшественники, принимал окончательные решения по всем существенным проектам, касающимся папских коллекций и наследия. Во время папства Франциска были отреставрированы гробницы двух понтификов, наиболее тесно связанных со строительством собора Святого Петра: папы Павла III (покровителя Микеланджело) и папы Урбана VIII (покровителя Караваджо и Джованни Лоренцо Бернини).
Корпус католических церквей включает в себя множество старых и новых зданий, включая, помимо великих средневековых и барочных соборов Западной Европы, архитектурные шедевры XX века, которые отражают изменения в католической литургии, предписанные папами и Вторым Ватиканским собором 1962–1965 годов. Самые выдающиеся примеры — крипта Эдвина Лютенса для его незаконченного кафедрального собора в Ливерпуле, часовня Нотр-Дам-дю-О Ле Корбюзье в Роншане на востоке Франции, Саграда Фамилия Антонио Гауди в Барселоне, Нотр-Дам-де-Руайан Гийома Жилле на западе Франции и собор Богоматери Ангелов Хосе Рафаэля Монео в Лос-Анджелесе.
Франциск унаследовал приверженность Бенедикта XVI современному искусству и в 2013 году, в год избрания Франциска папой, на Венецианской биеннале у Ватикана появилась первая выставка с современной трактовкой библейской «Книги Бытия». На ней были представлены работы миланского мультимедийного коллектива Studio Azzurro, чешского фотографа Йозефа Куделки и австралийского художника Лоуренса Кэрролла. Затем, в 2018 году, последовала выставка на Архитектурной биеннале.
«Музеи Ватикана должны стремиться быть местом красоты и гостеприимства. Они должны принимать новые формы искусства», — сказал Франциск в книге 2015 года La Mia Idea di Arte («Моя идея искусства»), основанной на беседах папы с журналисткой Тицианой Лупи. «Они должны распахнуть свои двери для людей со всего мира и служить инструментом для диалога между различными культурами и религиями, инструментом для мира. Они должны быть живыми! Не пыльными хранилищами прошлого, зарезервированными для избранных... а жизненно важным [учреждением], которое заботится об объектах, находящихся под его опекой, чтобы рассказывать их истории людям сегодня, начиная с самых обездоленных из его посетителей».
В 2021 году Франциск показал, что он верен этому видению, открыв галерею современного искусства в библиотеке Ватикана. Тем самым он продолжил традицию, начатую полвека назад папой Павлом VI, который создал первые ватиканские галереи современного искусства, приобретая работы таких художников, как Анри Матисс, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Джорджо Моранди, Джакомо Манцу, Генри Мур, Дэвид Джонс, Артур Поллен и Грэм Сазерленд.
В 2024 году Франциск посетил Венецианскую биеннале, выделив покойную католическую монахиню и активистку Кориту Кент — наряду с Фридой Кало и Луиз Буржуа — как художниц, чьи работы могут «научить нас чему-то важному». Графические работы Кент, пропагандирующие терпимость и мир, были выставлены в том году в павильоне Ватикана в женской тюрьме на острове Джудекка.
Музеи Ватикана под руководством Антонио Паолуччи и Барбары Ятта, сменившей его в январе 2017 года, продолжали играть во время папства Франциска центральную роль в истории искусства и науке.
Личное обаяние Франциска привлекло в Ватикан больше людей, чем когда-либо, о чем в интервью The Art Newspaper говорил Паолуччи в 2014 году.
«После молитвы Angelus утром и папских аудиенций, — сказал Паолуччи, — они хотят посетить музеи. У нас 5,1 млн посетителей в год, и я хотел бы, чтобы сейчас был нулевой рост». Во время глобальной пандемии 2020–2021 годов число посетителей значительно сократилось, и финансы Ватикана, зависящие от доходов от туризма и пожертвований верующих, сильно пострадали.
В феврале 2020 года серия из десяти шпалер, созданных по эскизам Рафаэля и впервые появившихся в Сикстинской капелле Микеланджело в 1520-х годах, была выставлена в часовне еще раз, всего на одну неделю. Презентация шпалер, приуроченная к 500-летию со дня смерти Рафаэля, стала редким шансом — первым после Святого года в 1983 году — увидеть убранство часовни в целом, во многом таким, каким оно было задумано при жизни Микеланджело и Рафаэля.
Также папа Франциск завершил реставрацию фресок в Станцах Рафаэля.
Спустя два года папства Франциска Музеи Ватикана начали работу над заключительными этапами реставрации фресок в Станцах Рафаэля в Апостольском дворце, одного из выдающихся шедевров искусства эпохи Возрождения. В феврале 2015 года началась реставрация Зала Константина, (1517–1524), последней и самой большой из четырех комнат в бывших апартаментах папы Юлия II, которые Рафаэль украшал 12 лет. Работы продолжили процесс, начатый в 1982 году с Зала пожара в Борго (1514–1517). Работа над Залом Сеньятура (где находится выдающаяся работа Рафаэля «Афинская школа») (1508–1511) продолжилась в 1990-х годах, а Зал д’Элиодоро (1512–1514) реставрировался в период с 2002 по 2013 год.