18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Зураб Церетели

Скульптор, художник, президент Российской академии художеств и основатель Московского музея современного искусства Зураб Церетели.  Фото: Станислав Красильников / ТАСС
Скульптор, художник, президент Российской академии художеств и основатель Московского музея современного искусства Зураб Церетели.
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Скульптор, художник, президент Российской академии художеств и основатель Московского музея современного искусства Зураб Церетели скончался на 92-м году жизни у себя дома, в кругу семьи

Список регалий, которых был удостоен за свою длинную жизнь народный художник СССР, Грузии и РФ Зураб Церетели, займет не один абзац. Но важнее не они. При всей многомерности своей деятельности Зураб Константинович до конца оставался художником, который ни дня не мог провести без кисти в руках. Даже в последние дни, когда отказывали память и сердце, он рисовал. Не выпускал карандаш на заседаниях Российской академии художеств, делал зарисовки по дороге на совещания в автомобиле, всегда с удовольствием давал мастер-классы, особенно детям. «Жизнь как палитра — цвета идут от белого и желтого солнечного до черного», — говорил Церетели. Он не ждал вдохновения, просто подходил к холсту и начинал писать.  

Зураб Церетели в мастерской в Тбилиси. 1976.   Фото: В. Моргунов / Фотохроника ТАСС
Зураб Церетели в мастерской в Тбилиси. 1976.
Фото: В. Моргунов / Фотохроника ТАСС

Потомок нетитулованной ветви старинного грузинского рода родился 4 января 1934 года в Тифлисе. Творческий ген во многом перенял от дяди, брата матери, художника-живописца Георгия Нижарадзе. Ребенком Зураб наблюдал за его работой, общался с его друзьями-художниками и решил посвятить себя искусству. Однако главный заряд творчества дала ему командировка в Париж, куда Церетели отправился спустя пять лет после окончания живописного факультета Тбилисской академии художеств. Тогда он уже успел стать старшим мастером оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии, художественным руководителем и председателем монументальной секции Союза художников Грузии. К тому моменту 30-летний художник успел поучиться у графика Иосифа (Осипа) Шарлеманя, который до 1918 года жил в Петербурге, где сотрудничал с объединением «Мир искусства», а после переезда в Грузию стал одним из основоположников Академии художеств Грузинской ССР; живописца Василия Шухаева, которого ветром перемен занесло в Тбилиси в 1947-м; Учи Джапаридзе, который считается одной из знаковых фигур в развитии грузинского изобразительного искусства ХХ века. К тому моменту Церетели успел и жениться на Инессе Андроникашвили, и стать отцом (дочь Елену, кстати, назвали в честь тети Инессы, которая жила в Париже, правда дома все называли девочку Ликой; она потом стала главным биографом отца).

Выставка Зураба Церетели «Солнечный сад» к 90-летию художника в ММОМА. 2024.  Фото: MMOMA
Выставка Зураба Церетели «Солнечный сад» к 90-летию художника в ММОМА. 2024.
Фото: MMOMA

Свободой искусства он заряжался в Париже у Пабло Пикассо и Марка Шагала. «Я видел, как Шагал делает витражи, как Пикассо занимается не только живописью, но и литьем, и росписью по фарфору, керамикой. В мастерской у Шагала и масло, и темпера, а во дворе — витражи и мозаики. Помню, как меня поразило, что Пикассо сначала рисовал и писал в ателье, потом спускался вниз в гончарную мастерскую и занимался керамикой, расписывал фарфор. Здесь же отливали скульптуры, затем он снова возвращался к своим полотнам, к мольберту. Тогда мне и захотелось самому начать работать, как они. Главное, что я понял, общаясь с Шагалом и Пикассо, что художник свободен. Так меня не учили. Рамки нашей жизни не давали такой свободы», — рассказывал он писателю Льву Колодному, автору книги «Сердце на палитре. Художник Зураб Церетели». До встречи с Шагалом и Пикассо Церетели больше занимался графикой и живописью, даже подрабатывал иллюстратором в сатирическом журнале «Крокодил» (скорее вынужденно, чем по велению сердца, — после свадьбы они с Инессой и Ликой жили на чердаке дома по проспекту Ильи Чавчавадзе). А после парижской командировки ушел в масштаб.

Зураб Церетели. Скульптурная композиция «Свет и знание - народу». Ялта. 1980. Фото: Гиви Киквадзе/Фотохроника ТАСС
Зураб Церетели. Скульптурная композиция «Свет и знание - народу». Ялта. 1980.
Фото: Гиви Киквадзе/Фотохроника ТАСС

Одной из первых монументальных работ для Церетели стала работа над мозаиками курортного комплекса в Пицунде, архитектором которого выступал Михаил Посохин. Следом он создал серию автобусных остановок для прибрежных южных трасс и городов (в том числе в Пицунде, Гаграх и Новом Афоне), которые для своего времени стали революционным экспериментом и вошли в историю советского модернизма. Правда, ныне сильно обветшали и теперь их чаще называют «призраками коммунизма». Сотрудничество с Михаилом Посохиным и знакомство с отдыхавшими в Пицунде советскими чиновниками (включая Екатерину Фурцеву) сыграли свою роль. Скоро Зураб Церетели начал получать большие заказы в родном Тбилиси и Москве. Потом его скульптуры появились в Японии, Бразилии, США, Франции, Италии, Испании, Литве. А в 1980-м он выступил главным художником Олимпиады, архитектором которой был давний знакомый — Михаил Посохин. После Олимпиады карьера Зураба Константиновича стремительно пошла вверх: сначала он стал художественным руководителем по монументально-декоративному искусству Художественного фонда Грузии и творческой мастерской монументального искусства Академии художеств СССР в Тбилиси. Потом — заведующим кафедрой монументально-декоративного искусства Тбилисской академии художеств и избран председателем Союза дизайнеров Грузии. С 1988-го — действительный член (академик) Академии художеств СССР, а спустя два года — академик-секретарь отделения дизайна Академии художеств СССР. В 1997-м Зураб Церетели возглавил РАХ, главой которой оставался до последнего дня своей жизни.

Зураб Церетели. Памятник Петру I. Москва. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Зураб Церетели. Памятник Петру I. Москва.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Самый узнаваемый монумент работы Зураба Церетели — памятник Петру I (официальное название — памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»), возведенный в 1997 году, — не ругал только ленивый. Однажды он даже вошел в топ-10 самый уродливых сооружений в мире (по версии портала «Виртуальный турист»). Однако в творческой жизни Зураба Церетели — это один из эпизодов, которых было немало. Важнее для истории то, что в 1999 году он основал Московский музей современного искусства. Основой музейного собрания стала личная коллекция Церетели, а ныне оно расширилось и насчитывает более 12 тыс. экспонатов. Зураб Церетели поддерживал многих художников, в ручном режиме помогая решать творческие и бытовые задачи. Есть и другие неочевидные факты биографии. Например, именно Зураб Церетели создал по эскизу Фернана Леже витраж для Дома кино, который годами оставался знаковым местом для кинематографической среды. Последние годы своей жизни он большую часть времени проводил на даче в Переделкине — когда-то она принадлежала вдове Фернана Леже, Наде. Церетели выкупил ее в 1980-х. Дом превратился в мастерскую и музей, фасад которого украшает объемная мозаика в память о Наде Леже. Там Зураб Константинович и покинул этот мир, о чем нам сообщил его помощник Серги Шагулашвили, который был рядом до последней минуты.

За несколько месяцев до ухода из жизни Зураба Церетели его внук Василий получил дополнительные административные полномочия в Российской академии художеств. Очевидно, дед хотел передать бразды правления творческой империей ему.

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+