18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Библиотека искусств имени Боголюбова снова стала похожа на усадьбу

Реставрация Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Реставрация Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Этот особняк на Сущевской улице в Москве изначально, в ХIХ веке, имел непосредственное отношение к созданию живописи, а впоследствии — к погружению в ее историю

Реставрация одной из старейших читален Москвы, Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова, началась в 2023 году — за год до 200-летия со дня рождения художника Алексея Боголюбова (1824–1896), первого владельца участка на Сущевской улице. К дате закончить не успели, сдали с некоторой задержкой.

Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

Двухэтажного деревянного дома, построенного для мариниста по проекту Льва Даля к 1878 году, уже нет, о нем напоминает только макет, который хранится в библиотеке под стеклянным колпаком, и еще оставшиеся в вестибюле резные двери. Главный дом усадьбы ныне носит имя юриста и художника Николая Третьякова (1857–1896), который выкупил здание у прежнего владельца, когда тот окончательно решил перебраться в Париж по состоянию здоровья. Единственный сын Сергея Третьякова был другом и поклонником таланта Алексея Боголюбова. Когда его брат Николай Боголюбов (1821–1898), тайный советник и писатель, покупал для художника участок на Сущевской улице, тот уже болел и только на лето приезжал в Россию, собирая в своем доме цвет творческой интеллигенции.

По заказу Третьякова к деревянному дому была сделана парадная пристройка, ее архитектором выступил Адольф Эрихсон, известный своим интересным творческим почерком на стыке разных стилей. Особняк Третьякова относят к неоклассическому модерну. Реставраторы возвращали главный дом усадьбы как раз к тому виду, каким Эрихсон сдал его заказчику. «Восстановлены интерьеры 1891–1892 годов, включая потолок вестибюля, барельефы грифонов над главным входом, дубовый щитовой паркет, а также потолочную лепнину и исторические розетки. Теперь старинный особняк готов вновь принимать посетителей», — отчитался глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Особое внимание при нынешней реставрации усадьбы было уделено воссозданию неоклассических интерьеров. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
Особое внимание при нынешней реставрации усадьбы было уделено воссозданию неоклассических интерьеров.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

Путь к возвращению исторической памяти оказался долгим и витиеватым. После революции здание было нацио­нализировано, в 1919 году в нем открылась библиотека. Правда, долгое время она носила имя не Алексея Боголюбова, а крестьянского поэта Ивана Сурикова (к художнику Василию Сурикову отношения не имеет). Лишь в 1996 году постановлением правительства Москвы библиотеке было присвоено имя первого владельца дома.

В 2002 году здание получило статус памятника истории и культуры; как раз тогда там шла реконструкция усадьбы, завершившаяся к 2004 году. Деревянный двухэтажный дом Боголюбова снесли именно в то время — по причине ветхости строения. За полвека до того, в 1946–1949 годах, в Суриковке, как называли библиотеку в советское время, был проведен капитальный ремонт, так что исторические элементы уцелели чудом. С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной, которая с начала 1990-х работает как литературно-музыкальный салон, и Белой парадной столовой, где сейчас проходят выставки.

С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной и Белой парадной столовой. Фото: Департамент культурного наследия города Москвы
С конца ХIХ века сохранились интерьеры двух комнат: Голубой гостиной и Белой парадной столовой.
Фото: Департамент культурного наследия города Москвы

В числе прочего в ходе работ, завершившихся в феврале 2025 года, историческое здание приспособили к современным требованиям безопасности — установили автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения и управления эвакуацией. Заодно отремонтировали здание, которое было построено в начале 2000-х на месте деревянного дома Боголюбова. Там обновили интерьеры, инженерные системы, фасады и кровлю, установили пандус. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+