18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тейт с размахом отмечает 250-летие Уильяма Тёрнера

Уильям Тёрнер. «Дордрехт. Заштилевший корабль из Роттердама». 1818. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Дордрехт. Заштилевший корабль из Роттердама». 1818.
Фото: Yale Center for British Art
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Выставки в рамках фестиваля «Тёрнер-250» показывают, почему художник может считаться современным и сегодня, и раскрывают малоизвестные грани его наследия

Лондонский музей Тейт отмечает 250-летие со дня рождения Уильяма Тёрнера фестивалем «Тёрнер-250», предусматривающим проведение более 30 выставок и других проектов внутри и за пределами Великобритании. «Родившийся 23 апреля 1775 года, Дж.М.У.Тёрнер признан наиболее влиятельным британским художником всех времен», — решительно заявляет музей в пресс-релизе.

В течение года наследие Тёрнера будет представлено зрителям в широком диапазоне: от пейзажных гравюр в Художественной галерее Уитворта в Манчестере (до 2 ноября) до двойной выставки Тёрнера и Джона Констебла в Тейт Бритен в Лондоне (27 ноября 2025 года — 12 апреля 2026 года). Беспрецедентно большое число картин художника из Тейт отправилось в Китай. Выставку «Диалоги с Тёрнером. Пробуждение возвышенного» уже посетило 160 тыс. человек — из-за популярности ее продлили до 10 мая.

Уильям Тёрнер. «Стаффа, пещера Фингала». 1832. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Стаффа, пещера Фингала». 1832.
Фото: Yale Center for British Art

Фестиваль «Тёрнер-250» послужил хорошим поводом, чтобы обратиться к малоисследованным аспектам творчества знаменитого художника. Экспозицию «Королевство Тёрнера. Красота, птицы и звери» (до 26 октября), посвященную анималистическим опытам мастера, откроют в его загородном доме в Твикенхэме.

Выставка «Тёрнер. Всегда современный», которая начнет работу осенью в Галерее искусств Уокера в Ливерпуле, покажет, что он предвосхитил дискуссию, связанную с изменением климата. «Заключительный раздел экспозиции расскажет о том, как Тёрнер и Джон Рёскин посещали Швейцарские Альпы и отмечали, как меняются ледники, — говорит куратор Мелисса Гастин. — Такие материалы 1840-х годов демонстрируют, что климатический кризис обсуждался еще в XIX веке».

Есть в биографии Тёрнера и темные пятна. Несколько лет назад резонанс вызвало заявление директора Тейт Алекса Фаркухарсона о том, что в 1805 году художник вложил £100 в ранчо на Ямайке, где использовался рабский труд. Правда, подчеркивалось, что его взгляды в отношении рабства становились все более прогрессивными, о чем можно судить по полотну «Невольничий корабль» (1840). В его основу легла история о британском судне «Бонг», экипаж которого утопил, выбросив за борт, около 140 рабов-африканцев после того, как у них закончились запасы пресной воды. Примечательна в этом смысле и картина «Всемирный потоп» (впервые выставлена в 1805 году), в правом нижнем углу которой изображен чернокожий мужчина в кандалах, который спасает от утопления белую женщину. В 1828 году художник посвятил отпечаток этой работы лорду Кэрисфорту, выступавшему за отмену рабства. При этом среди покровителей мастера были и аболиционисты, и рабовладельцы.

Уильям Тёрнер. «Замок Харлех, вид с парома Тигвин летним вечером». 1799. Фото: Yale Center for British Art
Уильям Тёрнер. «Замок Харлех, вид с парома Тигвин летним вечером». 1799.
Фото: Yale Center for British Art

Ключевым юбилейным проектом, который принесет пользу как ученым, так и более широкой аудитории, является окончание работы над онлайн-каталогом альбомов, рисунков и акварелей Тёрнера. Художник умер в 1851 году в возрасте 76 лет, оставив завещание, согласно которому все его наследие — а это около 300 картин и 30 тыс. работ на бумаге, включая альбомы с эскизами, — передавалось британской нации (родственники были не рады такому повороту и даже пытались оспорить завещание в суде). Разбор и каталогизация графики Тёрнера велись с 2002 года и только сейчас подошли к завершению. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+