18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Проповедник органической культуры. Памяти Аллы Повелихиной

Алла Васильевна Повелихина. Коломна. 2017.  Фото: Екатерина Кондранина/Архив Алексея Костромы
Алла Васильевна Повелихина. Коломна. 2017.
Фото: Екатерина Кондранина/Архив Алексея Костромы

Ушла из жизни Алла Васильевна Повелихина (1927–2025), один из самых значительных исследователей русского авангарда. Благодаря ей стали широко известны Михаил Матюшин и Елена Гуро, как и все направление органической культуры

В историографии русского авангарда термин «органическая культура» сейчас живет как нечто неоспоримое. Но так было не всегда. В ГИНХУКе 1920-х годов художник Михаил Матюшин (1861–1934) основал отдел органической культуры, занимавшийся исследованием физико-физиологического восприятия цвета и формы, исходя из представлений о «всеединстве мира». Дальнейшая судьба искусства русского авангарда всем хорошо известна. Не миновала эта участь и творчество Михаила Матюшина: на долгие годы оно было предано забвению.

Наследие художника сохраняла его вдова Ольга Константиновна Матюшина (Громозова), которая продолжала жить в той же квартире, где провел многие годы и Матюшин. В начале 1960-х с наследницей художника познакомилась и подружилась Алла Васильевна Повелихина, которая в то время была научным сотрудником Государственного музея истории Ленинграда. В 1970 году Николай Харджиев писал Ольге Константиновне: «В какой музей хотят отправить пианино Михаила Васильевича? Не в пыльный ли сарай, именуемый музеем города? Это место малопочтенное. Кстати: состоялось ли обещанное Вам открытие музея Михаила Васильевича на Песочной?»

Алла Повелихина. 1980-е.  Фото: архив Натальи Нассоновой
Алла Повелихина. 1980-е.
Фото: архив Натальи Нассоновой

Пианино Михаила Матюшина, а также его и Елены Гуро произведения, вещи, книги все же отправились в Музей истории Ленинграда, и на основе этого богатейшего музейного фонда Музей петербургского авангарда (Дом М.В.Матюшина) в 2006 году все же открылся. И произошло это вследствие невероятных усилий, приложенных Аллой Повелихиной, для того чтобы сохранить бесценный исторический материал.

«Невероятных усилий» — потому что следует осознавать и всегда помнить о том, в какие годы это происходило. Авангард был тогда не то что не в чести — о нем даже открыто говорить возбранялось. Удивляет, как Алле Васильевне удалось уговорить Ольгу Матюшину передать наследие именно в этот музей и как она смогла убедить руководство музея принять такое количество художественных произведений и артефактов на тот момент действительно забытых авангардных художников.

Насколько это была сложная задача, указывает запись в одном из музейных актов приемки вещей Матюшина: «Мешок бумажный с деревянными сучьями и корнями М.Матюшина. Возвращен Повелихиной». «Сучья и корни» — та самая «корневая скульптура» Матюшина, которую сейчас наши самые уважаемые музеи считают за честь показывать на выставках художников авангарда.

Выставка в ДК «Невский». 1975. Слева направо: художники Геннадий Зубков и Владимир Смирнов, Алла Повелихина, Евгений Ковтун. Фото: архив Натальи Нассоновой
Выставка в ДК «Невский». 1975. Слева направо: художники Геннадий Зубков и Владимир Смирнов, Алла Повелихина, Евгений Ковтун.
Фото: архив Натальи Нассоновой

То, что не удалось когда-то устроить в один музей, стало основой для создания другого музея — Музея органической культуры (МОК), который открылся в Коломне в 2011 году по инициативе Повелихиной. Результат собирательской и исследовательской деятельности, сделавшей возможным открытие двух музеев, — явление в истории искусства уникальное, и уже это ставит имя Аллы Васильевны в ряд выдающихся деятелей мировой культуры. Но ее заслуги невозможно ограничить лишь музеефицированием творчества художников.

Повелихина писала: «В движении русского авангарда было еще направление, которое возможно квалифицировать как „органическое“». Благодаря научным трудам Аллы Васильевны сформировалось знание того, что в истории русского авангарда существовало целое направление — органическая культура. Ее формулировки определений органической культуры исчерпывающи, и, хотя написаны они уже давно, время и углубленное изучение архивных материалов только подтверждают их правильность. Эти формулировки позволяют двигаться дальше, и именно они вызывают интерес к творчеству художников органического направления у все большего количества исследователей.

Каталог выставки «Матюшин и ленинградский авангард». Карлсруэ, 1991. Фото: архив Натальи Нассоновой
Каталог выставки «Матюшин и ленинградский авангард». Карлсруэ, 1991.
Фото: архив Натальи Нассоновой

Повелихина расширила общее восприятие «органики», предопределив ее продолжение в современном искусстве. Она не только писала статьи — она, можно сказать, проповедовала это направление, помогая окружавшим ее художникам определиться с выбором творческого пути. В начале 1970-х Алла Васильевна устроила выставку с обсуждением работ Матюшина в мастерской художников Татьяны Глебовой и Владимира Стерлигова, предоставив возможность вживую пообщаться с недоступными тогда произведениями, что в определенной мере повлияло на формирование стилистики художников школы Стерлигова.

Позже, в 1990 году, ей удалось организовать первую большую выставку Михаила Матюшина и его учеников в Государственном музее истории Ленинграда. В 1991 году при поддержке Lufthansa German Airlines состоялась грандиозная выставка «Матюшин и ленинградский авангард» в Центре искусств и медиатехнологий (ZKM) в Карлсруэ, в 1999-м — в кельнской Galerie Gmurzynska, с каталогами выставок. Куратором проектов являлась Повелихина. Имена Михаила Матюшина и Елены Гуро стали широко известны за пределами России и получили мировое звучание.

Каталог выставки «Органика». Кёльн, 1999.  Фото: архив Натальи Нассоновой
Каталог выставки «Органика». Кёльн, 1999.
Фото: архив Натальи Нассоновой

Алла Васильевна Повелихина создала неимоверно прочный фундамент для дальнейшего изучения творчества выдающихся художников Матюшина и Гуро, указала широкий путь, по которому могут двигаться современные художники и творцы грядущего времени. Она была и останется для всего мирового культурного сообщества непревзойденным авторитетом в области органической культуры и опорой для настоящих и будущих исследователей искусства русского авангарда.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+