История с увольнением Николя Буррио с поста директора Национальной высшей школы изящных искусств (ENSBA) в Париже завершилась. Но совсем не так, как предполагали. Его заменил не «парашютист» Эрик Де Шассе, а один из преподавателей школы, известный фотограф, живописец и скульптор Жан-Марк Бустамант.
Читатели The Art Newspaper Russia помнят, как это начиналось. Утром 2 июля ректора ENSBA Николя Буррио вызвали в Министерство культуры и предложили оставить пост, который по контракту он мог бы занимать еще два года. Вместо него министр Флер Пеллеран собиралась назначить Эрика Де Шассе, директора Виллы Медичи — Французской академии в Риме.
Одного историка искусств меняли на другого. У обоих были достоинства и недостатки, оба были известны в художественных кругах, но назначение вызвало скандал. Газеты раструбили про связь нового назначенца с президентом Франции. Оказывается, за него просила Жюли Гайе, подруга Франсуа Олланда и добрая знакомая Анн Консиньи, жены Эрика Де Шассе.
Николя Буррио поднял скандал и стал всячески позорить Флер Пеллеран, заявляя, что эта история «достойна банановой республики». Тут же вспомнили о том, как Де Шассе пытался пристроить Жюли Гайе в отборочную комиссию на Вилле Медичи — даром что должность эта почетная, но никак неоплачиваемая. Минкульт пошел на попятную.
Уволить Буррио министр была вправе, а вот назначить Де Шассе одним собственным решением не смогла. Пришлось вернуться к стандартной процедуре назначения, объявить конкурс и выбирать уже между появившимися кандидатурами. В итоге директором главной арт-школы Франции стал 63-летний Жан-Марк Бустамант. У него есть и педагогический опыт, и, конечно же, художественный. Противники (но у кого нет противников?) говорят, что его почтенный возраст не даст ему провести все необходимые, давно назревшие реформы. Ведь через два года на пенсию. «Наоборот», — говорит Бустамант. Новый назначенец бравирует тем, что в его годы человек может себе позволить отдаться делу, не заботясь о политесе и карьере и действуя с эффективностью камикадзе. Может быть, именно это и нужно сейчас парижской школе, находящейся далеко не в лучшей художественной и финансовой форме. Бустамант, сын эквадорца и англичанки, уроженец Тулузы, имеет, между прочим, базовое экономическое образование. Художником он стал, пройдя школу ассистента у Уильяма Кляйна. Он представлял Францию на Венецианской биеннале в 2003 году, в России мы видели его весной 2010 года на выставке фонда «Екатерина». В ENSBA он работает уже 11 лет и даже подавал в 2011 году на ректорский конкурс, в котором, правда, уступил Николя Буррио.
Эрик Де Шассе также участвовал в конкурсе и даже давал по этому поводу интервью, напирая при этом не столько на свои успешные экспозиции, статьи и книги, сколько на педагогические амбиции. Все-таки он был в совете второй по значимости школы Beaux-Arts в Лионе, a в бытность свою на Вилле Медичи организовал нечто вроде специальной трехмесячной программы для молодых художников. Но он потерпел неудачу. И не только в ESNBA.
В итоге его подстерегла неприятность, похожая на ту, которую он готовил Николя Буррио. Подошли к концу его римские каникулы. Французскую академию, расположенную на вилле Медичи, он возглавлял дважды — в 2009 и 2012 годах. И вот теперь ему ищут замену. Продлевать контракт в третий раз не собираются.
По верным слухам, Министерство культуры хочет отправить в Рим бывшего директора «Комеди Франсез» Мюрьель Майетт, контракт которой с театром тоже как раз подошел к концу. И снова журналисты стали говорить о назначениях по знакомству. На сей раз в центре скандала может оказаться не президент, а его премьер-министр Манюэль Вальс. У него есть прямой смысл поддерживать Мюрьель Майетт. Это жена его друга, журналиста Жерара Ольца.
Как и в случае с отставкой Буррио, немедленно сформировалась группа поддержки Де Шассе, сопротивляющаяся новому назначению. Четыре десятка деятелей культуры подписали адресованную все той же Флер Пеллеран петицию в его защиту, напоминая что Де Шассе «вел художественную политику в духе XXI вeка... покончив с феодальными порядками, царившими на вилле в течение десятилетий».
Мюрьель Майетт авторы письма считают неподходящей кандидатурой, потому что она совсем не специалист в том, чем занимается Вилла Медичи. И даже в своем театральном ремесле ухитрилась восстановить против себя труппу и администрацию «Комеди Франсез», что и не позволило продлить ее контракт на посту директора.
Трудно сказать, что будет дальше. Точно так же, как в случае со скандалом в школе Beaux-Arts, Министерство культуры поспешило откреститься от своей кандидатуры. Людям, говорящим о назначении Мюрьель Майетт как о деле решенном, оно ответило коммюнике, что замена лишь обсуждается.
Если мы вспомним, что похожий скандал похоронил кандидатуру директора Виллы Медичи, заставив министерство сначала объявить конкурс на место директора, а потом и сменить Де Шассе на его собственном посту, стоит подождать официального объявления. Для нас пока любопытно лишь то, что одна и та же история повторяется зеркально и что на наших глазах одних деятелей культуры учат не рыть другим деятелям ямы. А они все копают и копают.