В том, как рекламируется Соединенное Королевство за рубежом, есть что-то ужасно неправильное. Из двадцатки самых интересных платных достопримечательностей страны только четыре находятся за пределами Лондона. Зарубежные гости даже не подозревают о прелестях сельской Британии. Индекс национальных брендов (Anholt-GfK Roper Nation Brands Index) 2014 года поместил Великобританию на 20-е место по показателям ее природной красоты. Иностранцы не знают о йоркширских долинах, шотландских торфяниках, нежных холмах и «золотых» каменных деревнях Котсуолда, дикой природе Камбрии, даже аккуратных полях Суррея. В провинциальных городах, за исключением Йорка, Бата, Оксфорда и Кембриджа, вообще практически нет туристического сектора.
Это серьезная проблема, потому что почти каждое десятое рабочее место в Великобритании прямо или косвенно поддерживается туризмом, причем въездной туризм приносит £21 млрд в год, а Лондон получает львиную долю — 52% расходов иностранных туристов — по сравнению, например, с 3%, получаемыми Йоркширом.
Выделяющие сегодня деньги маркетинговые комитеты в правительстве хотят на время забыть о столице. Художественный совет Англии (ACE) объединил усилия с организацией «Посетите Англию». Видимо, чтобы сделать провинции более колоритными, им дали модные новые имена: так, Восточный Мидленд теперь называется Центром роста D2N2 (графства Дербишир и Ноттингемшир). Впрочем, несмотря на эту глупость, новой организации удалось добиться на этот и следующий год почти беспрецедентного сотрудничества двух крупнейших исторических поместий, Чатсуорта и Уэлбека (оба — частные музеи), с Центром современного искусства Ноттингема и Музеем Дерби.
В качестве объединяющей темы выступает гранд-тур — продолжительное путешествие, которое британские аристократы в XVIII веке совершали по континенту, в особенности по Италии, возвращаясь в свои загородные дома с произведениями искусства, знанием архитектурного языка и новыми рецептами блюд. Разница в том, что наш гранд-тур будут проводить современные художники, которые создадут произведения, в то время как музеи выдадут своим партнерам для этих проектов шедевры классического искусства. Среди участвующих в проекте — Пабло Бронштейн, Питер Блейк, Саймон Старлинг и Роуз Инглиш, а также архитектор Рем Колхас.
Герцог Девонширский, владелец Чатсуорт-Хауса, и Алекс Фаркухарсон, директор Центра современного искусства Ноттингема, рассказали о проекте этого года, в котором Бронштейн создал для Чатсуорта работу по мотивам барокко и отобрал 60–70 шедевров, среди которых работы Сальватора Розы, Франса Халса, рисунок Рембрандта, мебель Андре Шарля Буля, изделия из серебра, делфтские вазы для тюльпанов и другие произведения, на выставку в Ноттингеме, построенную на его концепции и представленную на фоне цифровых барочных обоев с собственным орнаментом.
«Мы великие кредиторы, — считает герцог. — В любой момент примерно дюжина наших работ находится на выезде, но на этот раз мы впервые посылаем так много произведений именно в британское учреждение». Учитывая 300 тыс. посетителей особняка Чатсуорт-Хаус и еще 350 тыс. посетителей парка в год по сравнению с 180 тыс. в Центре современного искусства Ноттингема, герцог не обязан принимать участие в этом проекте, чтобы привлечь больше посетителей, но у рода Девоншир есть давняя традиция служения обществу, они полагают, что это будет полезно для объединения местных жителей. «Национальные музеи могут считать, что им приходится нелегко, но их проблемы — пустяки по сравнению с провинциальными музеями, — объясняет герцог. — Сбор средств для них практически невозможен, потому что у людей отсутствует гражданственность, патриотизм; Шеффилд испытывает настоящие затруднения даже при сборе £5 тыс. из частных источников. Зато в музеях есть очень талантливые молодые директора, и сокращения ассигнований побудили их на подвиги».
Другой выставкой первого сезона стал проект Рема Колхаса «Элементы архитектуры» с прошлогодней Архитектурной биеннале в Венеции, воссозданный в Уэлбеке с учетом использования подземных коридоров, построенных весьма чудаковатым пятым герцогом Портлендским, который был так патологически застенчив, что предпочитал не выходить на улицу в дневное время.
Большую коллекцию картин Джозефа Райта из Дерби, живописца эпохи промышленной революции XVIII века, покажут в новом пространстве музея в Дерби вместе с двумя картинами Райта, которые не выставлялись раньше. Музей организует прогулки по сельской местности, ужин из блюд, приготовленных по рецептам, привезенным из Италии, и даже экспозицию, посвященную работе пенитенциарных учреждений, скопированной с зарубежных стран, по которым совершали поездки реформаторы XIX века.
Помимо пожертвований, финансирование включает £350 тыс. от ACE и £35 тыс. из денег на посевное зерно от местного сообщества. Гранд-тур — эксперимент, и все рассчитывают на проект, привлекающий посетителей, которые должны провести в местных гостиницах ночь, чтобы посмотреть обе выставки. Оценка показателей эффективности будет высчитываться с учетом человеко-ночей, продажи билетов и количества посетителей «с применением каледонского метода», как сказал куратор герцога. Много энергии уходит на маркетинг, осуществляемый через Интернет и соцсети.