Столичные депутаты утвердили ранее одобренный комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме проект установки памятника святому князю Владимиру на Боровицкой площади. Это решение городских властей совпало с итогами проведенного Российским военно-историческим обществом (РВИО) интернет-голосования за место установки монумента. Однако у профессионального сообщества есть ряд возражений относительно установки памятника на площадке вблизи Кремля.
Петр Мирошник
Координатор общественного движения «Архнадзор»
Я считаю, что пусть все цветы цветут и всякие памятники нужны, и в этом смысле вопрос не в том, какие памятники ставить, а в том, какой должна быть процедура, тем более в столичном городе. И у нас парадоксальным образом Комиссия по монументам не рассматривает художественные решения — только тему памятника и место установки. Вся история с Владимиром столько тянется именно потому, что нет правовых механизмов: с одной стороны, используется давление, определенные ресурсы, с другой — ресурс городских жителей. На Воробьевых горах это университетское сообщество, которое более организованно. Вокруг Боровицкой площади, к сожалению, нет такого сообщества жителей и людей, как-то связанных с этим местом, — оно всеобщее и ничье. Поэтому в центре города, к сожалению, у нас масса примеров начиная с Александровского сада со сказочными персонажами Церетели и заканчивая тем же Салаватом Щербаковым, которого в Александровском саду уже стоит три монумента. В каждом из трех исполненных монументов были просчеты, после которых не дают государственных заказов (например, орфографические ошибки на обелиске к 400-летию дома Романовых). Сама постановка вопроса, можно ли что-то строить на Боровицкой площади, неверна. Это буферная зона объекта всемирного наследия, и охранная зона федерального памятника, коим является Кремль, и объединенная охранная зона десятков памятников центра Москвы — то, что трогать нельзя.
Александр Скокан
Вице-президент Союза архитекторов России, член правления Союза московских архитекторов
Если я правильно трактую документы, подобное строительство на этом месте невозможно, и, по-моему, с этого и надо начинать. Гораздо важнее не эстетическая, а юридическая сторона этого вопроса. Вообще, мне кажется, что ситуация противоестественная. Мне это напоминает фильм Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен — там актер Смирнов бегает и все время спрашивает: «Куда ставить?». Вот и мы сделали замечательный памятник, придумали его, теперь ко всем пристаем: «Куда ставить?». Сам по себе вопрос не очень правильный, все-таки подходить к установке памятника нужно совсем с другой стороны.
Боровицкая площадь представляет собой пространство между домом Пашкова, построенным по проекту Василия Баженова в 1786 году, и Боровицкой башней Московского Кремля. Всего в вышеупомянутом интернет-голосовании за нее было отдано 62% голосов, далее с 32% голосов следовала Лубянская площадь, и аутсайдер — Зарядье с 6% проголосовавших. Выбором площадок занималась комиссия при Мосгордуме совместно с Москомархитектуры и автором скульптуры Салаватом Щербаковым, академиком Российской академии художеств и народным художником РФ. В последние годы созданные им памятники в большом количестве появлялись на улицах Москвы и в регионах. В одном только Александровском саду, неподалеку от Боровицкой площади, находятся три монумента авторства Щербакова: памятник патриарху Гермогену, открытый в 2013 году; реплика обелиска в честь 300-летия дома Романовых, вызвавшая неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе из-за несовпадения облика новодела с оригиналом и орфографических ошибок в надписях; в 2014 году там же появился памятник царю Александру I.
По завершении интернет-опроса избранный общественностью вариант места установки памятника был передан в комиссию по монументальному искусству Мосгордумы, которая вынесла 6 сентября свое решение, совпавшее с итогами голосования. Городские депутаты, в свою очередь, сегодня утвердили это решение. Открыть монумент для публики планировалось в День народного единства, 4 ноября, однако в РВИО не исключают, что сроки могут сдвинуться на 2016 год.
Вариант с установкой монумента на Боровицкой площади вызывает сомнения у части профессионального сообщества. На круглом столе по обсуждению мест установки памятника, организованном общественным движением «Архнадзор», обнаружился ряд претензий. Культуролог и москвовед Рустам Рахматуллин высказал опасение, что памятник нарушит историческую целостность площади и заслонит вид на Пашков дом со стороны Александровского сада, превратив его в «боковую или фронтальную кулису». Вице-президент фонда «Шуховская башня» Сергей Арсеньев, напротив, считает, что у фигуры очень гармоничные пропорции, а «для любого памятника можно найти ракурс, при котором он будет ниже или выше даже Останкинской телебашни». К мнению Рахматуллина присоединился и заместитель председателя Cовета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов Марк Гурари, заявив, что и сама постройка Баженова стоит неудачно — на поперечной оси по отношению к Кремлю, а «поперечные оси там не работают». Он также добавил, что Боровицкая площадь — «это не место для памятника, рядом с которым стоит остановиться: оно проходное, а памятник — это место для остановки». Кроме того, эксперты отмечают, что Боровицкая площадь расположена в границах охранной зоны комплекса «Московский Кремль и Красная площадь», который входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, все изменения на ней должны быть согласованы с Комитетом всемирного наследия. Салават Щербаков же предлагает оставить юридическую сторону вопроса профильным инстанциям, поясняя, что в случае если строительство «окажется незаконным, то его там и не будет». Художественную сторону решения, впрочем, профильные инстанции рассматривать не будут.
История памятника князю Владимиру в Москве тянется уже весьма продолжительное время. С инициативой по организации конкурса на лучшее архитектурно-художественное решение и установку памятника РВИО выступило осенью 2014 года в рамках программы торжественных мероприятий в связи с 1000-летием преставления Владимира. Памятник должны были открыть 28 июля, в день кончины князя. Первая заявка в комиссию по монументальному искусству от РВИО касалась Лубянской площади, но была отвергнута. Тогда был предложен вариант смотровой площадки Воробьевых гор, рядом с главным зданием Московского государственного университета. Однако здесь инициатива РВИО натолкнулась на общественный протест, связанный как с эстетической стороной вопроса, так и с угрозой оползня, который мог случиться под тяжестью монумента. От этой идеи в итоге пришлось отказаться. Закрытый конкурс на проект памятника состоялся весной 2015 года, когда анонимная комиссия РВИО выбрала работу Салавата Щербакова, с которым общество и до этого активно сотрудничало.
Средства же на изготовление и возведение памятника РВИО собирает с помощью частных пожертвований; по словам представителей общества, государство не участвует в финансировании монумента. Необходимая сумма, по расчетам РВИО, составляет 94 млн руб., из которых на данный момент собрано чуть более 50 млн.