«Сегодня курируют даже сыр» – сказал однажды Эндрю Рентон, преподаватель курса кураторства в лондонском Голдсмитс-колледже. Он, быть может, и шутил, но словом «курируемый» действительно злоупотребляют. «Его выдернули из музейной среды и теперь тычут всюду, включая косметику, линии мебели и одежды, рецепты, онлайн-сервисы для обмена музыкой и изображениями, видео с котиками», — говорит Скотт Саймон с National Public Radio.
Эта тенденция развивается уже несколько лет и теперь распространилась и на аукционные дома. «Сегодня подготовка к торгам ведется очень тщательно: каталогизация, предварительный показ... — говорит Рентон, который также управляет галереей Marlborough Contemporary в Лондоне. — Работа куратора добавляет аукциону связности и последовательности, а новым молодым коллекционерам и собирателям из стран с развивающейся экономикой помогает отбирать предлагаемые лоты».
Кроме того, он говорит: «Наши стандарты представления лотов гораздо выше, чем они были, скажем, 20 лет назад, когда произведения, поступавшие на аукцион, вывешивались на веревках на обитых дерюгой стенах. Кураторство повышает уровень доверия к торгам и придает им индивидуальность... И это хороший способ брендинга торговых залов».
Возможно, курируемые торги — лишь вариант старой модели? Часто аукционные дома составляли каталоги, включая в них одни произведения и пренебрегая другими. Это называлось «редактированием» — лучшие лоты отправлялись на вечерние торги.
Потом, в 2014 году, специалист Christie’s Лоик Гузер подготовил торги, которые были преподнесены как аукцион «некрасивого» современного искусства и проводились в дополнение к основной части, проходившей следующим вечером. Они были рассчитаны на молодых покупателей, и в качестве их рекламы было использовано видео, в котором скейтбордист Крис Мартин проезжает по залам и складам аукционного дома. Они принесли целых $134,6 млн.
Вдохновленный этим успехом, в мае 2015 года Christie’s попросил Гузера составить еще одни курируемые торги, которые снова прошли перед основной сессией. На этот раз в них включили лучшие произведения послевоенного, современного искусства и модернизма. Получившие название Вперед в прошлое, торги прошли 11 мая в Нью-Йорке и не только побили аукционную планку, принеся впечатляющие $705,9 млн за 34 произведения, но и установили новый ценовой рекорд за живопись и скульптуру — $179,4 млн за Пикассо и $141,3 млн за Джакометти.
На рынке, где принципиально важно заполучить на торги самый лучший материал, эта формула имеет очевидные плюсы: это новый способ подачи мероприятия, и включение в аукционы ряда шедевров может убедить потенциальных продавцов расстаться со своими сокровищами. Sotheby’s и Christie’s делают все больший акцент на «авторские» события; в преддверии июньских торгов в Лондоне обе фирмы представили работы из разных аукционных каталогов в виде антуража для нескольких вечеринок.
В случае Sotheby’s выставку курировал Марио Тавелла. Christie’s пошел дальше и представил Курируемое Christie’s: прошедшее совершенное/будущее настоящее, где произведения перспективных молодых художников (взятые во временное пользование) демонстрировались бок о бок с самым разным искусством, от заведенного мотора до Эль Греко. Отбором экспонатов занимались четверо молодых специалистов фирмы. «Это способ привлечь молодое поколение и выстроить более длительные отношения», — считает приглашенный куратор Бьянка Чу, а ее коллега Майло Дикинсон говорит: «Это хороший способ получить лоты для торгов; это способ продвижения наших услуг».
«Проблема заключается в том, — говорит дилер Хью Гибсон, — что если вы устраиваете торги избранных „шедевров“ до основного аукциона, вы низводите лучшее до уровня „вторичного“. Но эта модель привлекает покупателей и нравится китайскому рынку. Пока будет удаваться находить первоклассные работы для курируемых торгов, аукционные дома будут продолжать делать это. Я полагаю, что все будет устроено именно так».