18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Филипп Малявин возвращается в лоно русского искусства. Теперь уже окончательно

На выставке представлено около 70 живописных работ и 100 листов графики, позволяющих проследить весь путь Филиппа Малявина (1869–1940), включая малоизвестный почти 20-летний период эмиграции. Произведения происходят из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и других российских музеев, из музейных коллекций Белоруссии и Латвии, а также из частных собраний. Такой развернутой экспозиции Малявина, как это ни удивительно, до сих пор не было, хотя художник — давно уже признанный классик русского искусства первой половины ХХ века, а известность и успех к нему пришли довольно рано, и не только на родине, но и за ее пределами.

Первые навыки в живописи родившийся в многодетной крестьянской семье в Самарской губернии Малявин получил в 14-летнем возрасте, приняв послушничество на Афоне, где помогал в иконописной мастерской. Позднее доминирующий в его живописи красный цвет многие исследователи будут связывать именно с иконописной традицией. Там же, на Афоне, произошла судьбоносная встреча юного инока со скульптором и ректором Императорской академии художеств Владимиром Беклемишевым, разглядевшим в нем большой талант и увезшим его в Петербург. Уже через три года Малявин стал учеником Ильи Репина в Высшем художественном училище при академии, а написанные им в это время сюжетыиз крестьянского быта и портретная галерея соучеников (Константина Сомова, Игоря Грабаря, Анны Остроумовой-Лебедевой) не остались без внимания ни зрителей, ни критики. Но настоящим фурором стало выставленное на конкурс в 1899 году при окончании АХ монументальное полотно Смех, с необычайной экспрессией запечатлевшее облаченных в красочные крестьянские наряды молодых русских крестьянок из русской глубинки. Совет академии шокировали размашистый мазок и вакханалия цвета этой картины: ее отказались принимать на аттестацию. Помогло лишь заступничество Репина. Но уже в 1900 году Смех получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, а через год, выставленная на IV Международной выставке искусства в Венеции, картина была куплена муниципалитетом города для коллекции международной галереи современного искусства Ка’Пезаро.

Сложившийся уже в Смехе живописный почерк Малявина — на контрасте динамики и статики, размашистого пастозного мазка, на эмоционально взрывном цвете — очень скоро вывел его на авансцену отечественного искусства. На выставках Товарищества передвижников и объединения «Мир искусства» появлялись серия его «баб», «девок», в том числе теперь уже хрестоматийный Вихрь (1906), воспринятый многими в то время как символ революции 1905 года. Картину тут же с выставки приобрел Совет Третьяковской галереи. Росла известность Малявина и за рубежом — он много ездил по Европе, выставляясь в том числе на осеннем Салоне в Париже и на Берлинском сецессионе в Мюнхене.

Оставался Малявин весьма востребованным художником и после Октябрьской революции 1917 года. К этому периоду относятся его портреты Льва Троцкого, Анатолия Луначарского и более 20 набросков к портрету Владимира Ленина, которые можно увидеть и в нынешней экспозиции. Портретистом Малявин был действительно блестящим: изображая позирующего в неожиданных ракурсах и позах, он необычайно точно передавал саму сущность характера. Не менее виртуозным Малявин был и рисовальщиком, в чем легко убедиться по его рисункам на выставке (выполненным в основном карандашом).

В 1922 году художнику разрешают выехать во Францию для организации собственной выставки. Собирался ли Малявин возвращаться на родину и почему решил остаться на чужбине — неизвестно. В 1924 году в галерее Шарпантье в Париже с успехом прошла его выставка, были и другие, и не только во Франции, но прежнего успеха уже не было. Время от времени художник писал на заказ своих «баб» и «девок», заснеженные русские пейзажи (скорректированные модным в 1920-е годы в Европе экспрессионизмом). Скончался Малявин в 1940 году в Ницце, основательно забытый на родине и вновь получивший признание лишь во второй половине ХХ века. Выставка же в Русском музее призвана вернуть Малявина в лоно русского искусства теперь уже окончательно.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+