Десять лет назад в пестрой и тогда непривычно огромной картине арт-мира, показанной на I Московской биеннале современного искусства проект Новые работы израильской художницы Михаль Ровнер не потерялся. И не потому, что за два года до этого она «выстрелила» в израильском павильоне на 50-й Венецианской биеннале. Поразила серьезность ее видео в тогдашней атмосфере ироничного стеба. На экране роились и распадались на отдельные фигурки тени людей, тревожа вопросом, что ими движет: злая воля, добрый дух или, вдруг, сознание важности совершаемого поступка? И тогда кто они: песчинки или «право имеют»?
Спецы по видеоарту еще после выставки Ровнер в Музее Уитни в 2002 году определили ей нишу «пионера в использовании движущегося изображения в качестве ненарративного, некинематографического приема для создания живописных образов и инсталляций». Действительно, в видео Ровнер нет привычного нарратива. Но, приехав в Москву 2005 года, художница призналась, что в ее работах есть политический смысл. Зрителю придется потрудиться, чтобы определить его смысл и попытаться найти свое место под солнцем. Или не найти.
Новый проект Ровнер в Мультимеда Арт Музее, по сути, о том же. Но Смещения актуальнее, потому что время стало тревожнее, а выбор отдельного человека — сложнее. Сокуратор выставки Ольга Свиблова в предисловии к проекту пишет о том, что работы Ровнер говорят о невозможности отдельного существования индивида. Но толпа пугает пуще прежнего. Особенно, когда Ровнер совмещает в одном кадре видеоизображение одного человека на фоне сгущающихся народных масс. Израильский критик Давид Гроссман считает, что искусство заставляет нас очнуться. Его бы устами…