С 17 по 20 сентября в Петербурге в четвертый раз проходит международный фестиваль паблик-арта «Арт проспект», который за короткое время успел войти в число важных и интересных событий на петербургской художественной сцене. Главную роль в организации фестиваля с самого начала играет американский благотворительный фонд в России CEC ArtsLink. В этом году фестиваль, как и многие другие культурные инициативы с иностранным участием, переживает непростые времена. Например, он стал значительно скромнее по охвату городского пространства: если в прежние годы «Арт проспекта» современное искусство широким потоком выливалось на городские улицы, то в 2015-м все объекты и акции сосредоточены на небольшой площадке вокруг хостела Yarky, который недавно открылся на краю парка Лесотехнической академии в Выборгском районе Петербурга. Программный директор CEC ArtsLink Сьюзен Катц рассказала корреспонденту The Art Newspaper Russia Павлу Герасименко об успехах и проблемах «Арт проспекта».
Фестиваль «Арт проспект» существует в Петербурге уже четыре года. Расскажите, как он возник и какой облик приобрел за это время?
Идея фестиваля возникла в CEC ArtsLink четыре года назад, до этого в течение десяти лет мы проводили в России различные мастер-классы по паблик-арту; к ним был большой интерес, и много художников узнали для себя новое. Мы поняли, что в Петербурге у художников отсутствует возможность создавать искусство на улице, в то же время местным жителям было бы важно увидеть современное искусство. Мы посмотрели на модель организации Art in Odd Places в Нью-Йорке, которые каждый год проводят фестиваль на 14-й улице, где участвует много художников, и хотели сделать что-то похожее. Для нас было важно, чтобы проект был интерактивным и чтобы он был понятен людям, которые не ходят по музеям и галереям. Местные жители — это наша публика. Мы рады, что на фестиваль приходят люди из сферы современного искусства, но самое главное — что с современным искусством познакомятся новые люди.
Какое представление о реакции зрителей сложилось у вас за эти годы? Вы начинали в центральных районах — на Литейном проспекте, потом продолжали на Петроградской стороне, сейчас фестиваль переместился на север города. Сильно ли отличается публика?
Первые годы жители просто смотрели и проходили мимо, но все равно реакция была положительной: люди подходили и говорили, что узнали о фестивале из телепередач, пришли и им понравилось. В прошлом году на Петроградской стороне основной проект был в большом дворе, где живет много людей, и мы почувствовали, что жители начинают участвовать в процессе. Одним из самых популярных проектов стал «Дом на дереве» Петра Швецова, который настолько понравился людям, что они проводили там много времени и даже собрали почти 100 подписей за то, чтобы объект остался во дворе после завершения фестиваля. Для меня это стало знаком того, насколько «Арт проспект» важен. Сегодня на открытии фестиваля я увидела много новых, незнакомых лиц, и я надеюсь, что в течение этих трех дней люди будут приходить еще. Мне кажется, все это очень позитивно.
Темы фестиваля очень абстрактны — как «Игра» в нынешнем году. Между тем сейчас очень сильно развито и популярно социальное искусство...
Мы выбрали тему, которую художники понимают очень по-разному: есть те, кто, как группа Flux Factory, создал прекрасную и веселую игру, и есть те, кто посмотрел по-другому, как грузинская группа «Бульон», сварившая «Кашу из „калашникова“». Проект с социальным и политическим значением создали белорусские художники Prospectus (Андрей Дурейко, Игорь Савченко, Сергей Шабохин). Очень важно, что у нас есть и то и другое. По признанию многих, их любимый проект на нынешнем фестивале — «Цветочная лавка» американской художницы Джесс Хирш, где они могут выбрать для прогулки букет, связанный с их эмоциями. С одной стороны, «Игра» — это веселая и развлекательная тема, с другой — интересное и серьезное обсуждение общечеловеческих вопросов.
С какими проблемами сталкивался фестиваль? Два года назад произошел конфликт из-за работ Александра Шишкина-Хокусая.
После этого у нас не было ничего такого. В прошлом году единственной проблемой было получить разрешение — это самое главное, когда делаешь работы на улице. Нам очень повезло, потому что в тот раз нашим партнером был муниципалитет. В последний момент приходилось изменять некоторые локации, если кто-то не хотел, чтобы рядом было современное искусство, но в конце концов все получилось нормально. В этом году мы смогли сделать фестиваль на площадке Yarky Hostel & Space — здесь не возникло никаких проблем, и нам помогли со всеми разрешениями. Администрация Выборгского района, парк Лесотехнической академии тоже хорошо отнеслись к «Арт проспекту».
Yarky Hostel & Space, где действует фестиваль в этом году, — недавно открывшаяся, энергичная и заинтересованная прежде всего в собственном продвижении площадка. Как это сочетается с социальными задачами фестиваля?
Это не совсем так. Мы решили сотрудничать, потому что разделяем общие цели: в Yarky Hostel & Space очень хотят делать что-то совместно с жителями окружающих домов, чтобы к ним приходили интересующиеся искусством, и фестиваль «Арт проспект» помогает достичь этого. В этом районе мало мест, где люди могут общаться и проводить время, поэтому очень важно, если мы можем дать стимул к созданию такого места.