Крупнейшие аукционные дома опубликовали данные об участии в торгах клиентов из России. Дилеры прогнозируют дальнейший рост русских инвестиций в рынок классического искусства Запада.
Интересы русских покупателей сегодня не ограничиваются отечественным искусством, и это хорошо понимают крупнейшие аукционные дома, которые включают в свои московские предаукционные выставки работы старых мастеров. В мае нынешнего года Sotheby’s представил в Москве 11 таких полотен — в результате на июльских лондонских торгах пять из них были приобретены русскими покупателями (а в борьбе еще за два лота им пришлось уступить). По данным Sotheby’s, почти треть лотов июльских вечерних торгов в Лондоне (общая выручка составила £35 млн) досталась клиентам из России или стран СНГ, потратившим на эти приобретения £15,8 млн. В частности, 3 июля на торгах Sotheby’s полотно Эль Греко Молитва Св. Доминика было продано покупателю по телефону за £9,2 млн, как и вторая работа Эль Греко, Распятие (£3,4 млн).
По словам Эндрю Флетчера, главы департамента продаж старых мастеров Sotheby’s, если еще десять лет назад покупатели из России практически не принимали участия в таких торгах, то в 2011–2012 годах специалисты аукционного дома отметили увеличение на 25% количества лотов, купленных русскими клиентами, и прогнозируют сохранение тенденции в следующем сезоне. По его мнению, это свидетельствует о возрождении русской традиции коллекционирования классического искусства, расцвет которой пришелся на конец XVIII — начало XIX века, и о том, что эта мода выходит на качественно более высокий уровень. В разделе старых мастеров русские клиенты себя не ограничивают, их интересуют решительно все направления: религиозные сюжеты, пейзажи, натюрморты. Они в принципе диверсифицировали свои вкусы и теперь, по данным Sotheby’s, покупают в 40 различных категориях продаж.
Русский клиент аукционного дома Christie’s купил на январских торгах в Нью-Йорке Вышивальщицу Жан-Батиста Шардена ($4 млн), которую представляли в Москве на закрытом показе. Богоматерь с младенцем Христом и Cв. Иоанном Крестителем Сандро Боттичелли, выставлявшаяся в конце прошлого года на стенде Christie’s на Международном салоне изящных искусств, также ушла к русскому покупателю за $10,4 млн.
Алексей Ашот, специалист отдела старых мастеров и британской живописи аукционного дома Christie’s, отмечает, что уже с середины 1990-х годов, когда русские покупатели начали участвовать в торгах, в иерархии их интересов после безусловного лидера — русского искусства — старые мастера занимали устойчивое второе место. В январе 2013 года на торгах старых мастеров, которые Christie’s проводил в Нью-Йорке, именно они обеспечили 60% всей выручки аукциона (такой результат был достигнут не за счет количества русских покупателей, а за счет приобретения ими самых дорогих лотов).
По наблюдениям Алексея Ашота, в начале 2000-х годов в разделе старых мастеров русские покупатели по преимуществу интересовались севером Европы — фламандской и ранней немецкой живописью — и практически игнорировали работы французских и итальянских мастеров XVII–XVIII веков, которые во времена Екатерины II легли в основу классических русских коллекций. Постепенно эта ситуация меняется — вполне вероятно, что русские клиенты аукционных домов освоят и франко-итальянский сегмент рынка старых мастеров. Сегодня, спустя 20 лет после возвращения на международный антикварный рынок, русские коллекционеры демонстрируют свои исключительные финансовые возможности (топ-лоты раздела старых мастеров в разы превосходят по стоимости топ-лоты русских торгов), искреннюю любовь к искусству и здоровый инвестиционный консерватизм (рынок старых мастеров почти не подвержен спекулятивным колебаниям, в отличие от рынка современного искусства).