18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Музее Орсе раскроют все секреты греховной любви в эпоху Второй империи

№36
Материал из газеты

Первая выставка, посвященная этой теме, должна была открыться именно в Париже

Выставка «Блеск и нищета. Образы проституции во Франции (1850–1910)» в Музее Орсе посвящена, пожалуй, самой «французской» из тем в искусстве. Считается, что Париж — мировая столица любви, а также столица греха. Такую репутацию город приобрел в XIX веке. Вместе с мощной реконструкцией, затеянной бароном Жоржем Эженом Османом, подарившим Парижу бульвары с кафе и мюзик-холлами, были отстроены и дома терпимости. Цвела Вторая империя, а вместе с ней и продажная любовь. Главным популяризатором парижских борделей в богемных кругах был Шарль Бодлер. Его страсть разделяли художники: Мане, Тулуз-Лотрек, Вламинк, ван Донген, Пикассо. Но руководствовались они интересами профессиональными — так, по крайней мере, уверяли. Мир куртизанок, больше фантазийный, чем реальный, находил отражение в их картинах. Приятель Бодлера и живописец парижских нравов Второй империи Константен Гис изображал своих моделей нарядными и всячески приукрашенными. Молоденькие плясуньи кабаре сметали своими пышными юбками все границы дозволенного. Завсегдатаем борделей был и Эдгар Дега. Посещал он их с той же регулярностью, что и Парижскую оперу. И проститутками, и балетными «крысятами», хрупкими созданиями в прозрачных купальниках и трико, он пользовался как ученый-анатом: изучал жесты, позы — без всякого восхищения.

Чего не скажешь о Тулуз-Лотреке. Его спальней были дома терпимости на Монмартре, женами — местные девицы, которых он — интеллигентный, образованный, но уродец — обожал и боготворил. Из-за травмы в детстве у мальчика замедлился рост и нарушились пропорции тела. Видимо, отсюда и появился этот характерный ракурс его картин, словно он норовил заглянуть под юбку.

Вторая половина XIХ века — это и расцвет эротической фотографии. Но позирующие на снимках «пансионерки» не впечатляют: уставшие, непривлекательные женщины, которых в бордель загнала нужда. Другое дело — постановочные композиции, подсмотренные в стереоскоп, где статичные сцены принимали объемы и формы, естественно женские.

Со временем продажная любовь вышла из борделей и слилась с повседневной жизнью. Угадать в хорошо одетой даме проститутку становилось все сложнее. Куртизанка легко превращалась, например, в театралку. В партере сидели дамы с мужьями, а знающие толк в «настоящем театре» рвались в ложи, где разыгрывались другие спектакли. Дошло до того, что куртизанок, этих богинь порочного олимпа, и проститутками-то назвать было нельзя. Все обзавелись профессиями. Ну, на худой конец именовались «музами».

Одна из них — Клео де Мерод. Ее писали Дега и Тулуз-Лотрек. А Симона де Бовуар в своем Втором поле все равно поместила ее в главу «Проститутки и гетеры». Де Мерод подала на писательницу в суд и выиграла. «Я танцовщица, а не гетера», — заявила она. Дело было уже в 1950-м. Выставка же останавливается на 1910 годе. А что сегодня? Сегодня социалисты во главе с Франсуа Олландом все думают, как бы «подороже» наказать клиентов проституток. Хорошо, что во Второй империи были более дальновидные политики, а то не было бы многих работ Дега, Тулуз-Лотрека и Мане. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+