18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Блеск и нищета Великих Моголов в собрании миниатюр из Британской библиотеки

В последние годы по западному миру прокатилась волна интереса к Великим Моголам. Выставки,  посвященные им, проходили в Метрополитен-музее, Национальной портретной галерее и Музее Ашмола. Рецензируемая книга Индия Моголов: искусства, культура и империя продолжает этот ряд: она посвящена выставке в Британской библиотеке, но не является ее полным каталогом. В нее не вошло, в частности, несколько предметов с выставки, которым не хватило роскоши, хотя золотая корона последнего могольского падишаха Бахадур-шаха II и фотография незадачливого правителя в британском плену вполне заслуживают места на ее страницах.

Однако важно отметить одно из достоинств этой книги: она не ограничивается роскошью XVI и XVII веков, а отражает и более поздние годы империи, когда та уже начала распадаться вместе с ослаблением центральной власти. Дело в том, что большинство книг о Моголах предпочитают рассказывать про эффектные исторические моменты и концентрируются на таких ярких фи-гурах, как Бабур и Акбар. Авторы очень тщательно подходят к вопросам атрибуции, датировки и идентификации персонажей. Впрочем, не приходится ожидать ничего другого от Дж. П. Лости, который раньше возглавлял отдел изобразительных искусств в Британской библиотеке, и от Малини Рой, которая заняла его место. Особую ценность представляет стилистический анализ знаменитых Белок на платане (1605–1608), страницы из альбомаэпохи Джахангира. На ней изображен десяток белок — они дразнят охотника, пытающегося влезть на дерево, которое выделяется на фоне золотого неба. Авторы показывают, с каким мастерством художник Абул Хасан перенял персидскую сефевидскую традицию и придал ей глубину в своей композиции.

Тем, кого интересует ТаджМахал и связанные с ним памятники, наверняка понравится картина Принц Аурангхеб дает отчет Шах-Джахану (1650–1655), на которой изображена новая архитектура, сменяющая старые деревянные постройки в резиденции правителя. Каменные колонны и арки, покрытые облицовкой со вставками из мрамора, создают почти сверхъестественный образ империи. Репродукции, которые иногда сопровождаются увеличенными изображениями фрагментов, позволяют разобраться в композиции и деталях. Описания работ и комментарии выполнены весьма тщательно. В них затрагиваются важные научные проблемы: например, обсуждается, были ли иллюстрации к Акбар-наме, несколько гиперболической поэме о деяниях императора Акбара, заказанной им самим, созданы одновременно с текстом или нет. Книга воплощает исторический подход к искусству: в самом начале дается подробный обзор, освещающий историю империи и прослеживающий постепенное нарастание европейского влияния. Авторы впервые в научной литературе обращают внимание на то, что проникновение христианской иконографии в индийское искусство стало возможно благодаря распространению западных образцов. Так, появление персонажей в камзолах и брюках на картинах Могольской империи, скорее всего, было связано с влиятельным Итинерарием ван Линсхотена (1596).

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+