В последние годы по западному миру прокатилась волна интереса к Великим Моголам. Выставки, посвященные им, проходили в Метрополитен-музее, Национальной портретной галерее и Музее Ашмола. Рецензируемая книга Индия Моголов: искусства, культура и империя продолжает этот ряд: она посвящена выставке в Британской библиотеке, но не является ее полным каталогом. В нее не вошло, в частности, несколько предметов с выставки, которым не хватило роскоши, хотя золотая корона последнего могольского падишаха Бахадур-шаха II и фотография незадачливого правителя в британском плену вполне заслуживают места на ее страницах.
Однако важно отметить одно из достоинств этой книги: она не ограничивается роскошью XVI и XVII веков, а отражает и более поздние годы империи, когда та уже начала распадаться вместе с ослаблением центральной власти. Дело в том, что большинство книг о Моголах предпочитают рассказывать про эффектные исторические моменты и концентрируются на таких ярких фи-гурах, как Бабур и Акбар. Авторы очень тщательно подходят к вопросам атрибуции, датировки и идентификации персонажей. Впрочем, не приходится ожидать ничего другого от Дж. П. Лости, который раньше возглавлял отдел изобразительных искусств в Британской библиотеке, и от Малини Рой, которая заняла его место. Особую ценность представляет стилистический анализ знаменитых Белок на платане (1605–1608), страницы из альбомаэпохи Джахангира. На ней изображен десяток белок — они дразнят охотника, пытающегося влезть на дерево, которое выделяется на фоне золотого неба. Авторы показывают, с каким мастерством художник Абул Хасан перенял персидскую сефевидскую традицию и придал ей глубину в своей композиции.
Тем, кого интересует ТаджМахал и связанные с ним памятники, наверняка понравится картина Принц Аурангхеб дает отчет Шах-Джахану (1650–1655), на которой изображена новая архитектура, сменяющая старые деревянные постройки в резиденции правителя. Каменные колонны и арки, покрытые облицовкой со вставками из мрамора, создают почти сверхъестественный образ империи. Репродукции, которые иногда сопровождаются увеличенными изображениями фрагментов, позволяют разобраться в композиции и деталях. Описания работ и комментарии выполнены весьма тщательно. В них затрагиваются важные научные проблемы: например, обсуждается, были ли иллюстрации к Акбар-наме, несколько гиперболической поэме о деяниях императора Акбара, заказанной им самим, созданы одновременно с текстом или нет. Книга воплощает исторический подход к искусству: в самом начале дается подробный обзор, освещающий историю империи и прослеживающий постепенное нарастание европейского влияния. Авторы впервые в научной литературе обращают внимание на то, что проникновение христианской иконографии в индийское искусство стало возможно благодаря распространению западных образцов. Так, появление персонажей в камзолах и брюках на картинах Могольской империи, скорее всего, было связано с влиятельным Итинерарием ван Линсхотена (1596).