18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Блеск и нищета Великих Моголов в собрании миниатюр из Британской библиотеки

В последние годы по западному миру прокатилась волна интереса к Великим Моголам. Выставки,  посвященные им, проходили в Метрополитен-музее, Национальной портретной галерее и Музее Ашмола. Рецензируемая книга Индия Моголов: искусства, культура и империя продолжает этот ряд: она посвящена выставке в Британской библиотеке, но не является ее полным каталогом. В нее не вошло, в частности, несколько предметов с выставки, которым не хватило роскоши, хотя золотая корона последнего могольского падишаха Бахадур-шаха II и фотография незадачливого правителя в британском плену вполне заслуживают места на ее страницах.

Однако важно отметить одно из достоинств этой книги: она не ограничивается роскошью XVI и XVII веков, а отражает и более поздние годы империи, когда та уже начала распадаться вместе с ослаблением центральной власти. Дело в том, что большинство книг о Моголах предпочитают рассказывать про эффектные исторические моменты и концентрируются на таких ярких фи-гурах, как Бабур и Акбар. Авторы очень тщательно подходят к вопросам атрибуции, датировки и идентификации персонажей. Впрочем, не приходится ожидать ничего другого от Дж. П. Лости, который раньше возглавлял отдел изобразительных искусств в Британской библиотеке, и от Малини Рой, которая заняла его место. Особую ценность представляет стилистический анализ знаменитых Белок на платане (1605–1608), страницы из альбомаэпохи Джахангира. На ней изображен десяток белок — они дразнят охотника, пытающегося влезть на дерево, которое выделяется на фоне золотого неба. Авторы показывают, с каким мастерством художник Абул Хасан перенял персидскую сефевидскую традицию и придал ей глубину в своей композиции.

Тем, кого интересует ТаджМахал и связанные с ним памятники, наверняка понравится картина Принц Аурангхеб дает отчет Шах-Джахану (1650–1655), на которой изображена новая архитектура, сменяющая старые деревянные постройки в резиденции правителя. Каменные колонны и арки, покрытые облицовкой со вставками из мрамора, создают почти сверхъестественный образ империи. Репродукции, которые иногда сопровождаются увеличенными изображениями фрагментов, позволяют разобраться в композиции и деталях. Описания работ и комментарии выполнены весьма тщательно. В них затрагиваются важные научные проблемы: например, обсуждается, были ли иллюстрации к Акбар-наме, несколько гиперболической поэме о деяниях императора Акбара, заказанной им самим, созданы одновременно с текстом или нет. Книга воплощает исторический подход к искусству: в самом начале дается подробный обзор, освещающий историю империи и прослеживающий постепенное нарастание европейского влияния. Авторы впервые в научной литературе обращают внимание на то, что проникновение христианской иконографии в индийское искусство стало возможно благодаря распространению западных образцов. Так, появление персонажей в камзолах и брюках на картинах Могольской империи, скорее всего, было связано с влиятельным Итинерарием ван Линсхотена (1596).

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+