18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От рисунка Ивана Крамского до конфетных фантиков

Посетителям салона «Старая бумага», который продлится до 27 сентября на третьем этаже Центрального дома художника, не стоит опасаться, что они окажутся чужими на празднике жизни фанатичных любителей марок, открыток и старых бумажных денег. Организаторы сделали все, чтобы любой гость, хоть немного интересующийся «предметами коллекционирования из бумаги», нашел для себя что-то интересное и на стендах с графикой, букинистикой, гравюрами — здесь представлено 53 участника и 8 специальных экспозиций самых разных направлений.

Конечно, филателисты и филокартисты показали себя во всей красе. Центр третьего этажа занимает большая и очень разнообразная выставка Союза филателистов России, где интересно все: и открытки, и марки, и содержание открыток, и фамилии коллекционеров, людей достаточно известных.

Рядом можно всласть порыться в элегантных коробочках с открытками на стендах «Кожаной мозаики» и «Антикварной открытки», где самые старые экземпляры датируются концом XIX века. Дореволюционные открытки (часто в идеальном состоянии) оцениваются от 10 руб. до 30 тыс. руб. (по верхней планке оценена, например, открытка 1915 года, на которой портрет Николая II кисти Бориса Кустодиева, оригинал которого погиб во время революции); цены на советские открытки — в диапазоне от 5 до 10 тыс. руб. Арсен Мелитонян (куратор салона и президент Союза филокартистов России) сообщил на пресс-конференции о выпуске четырехтомной монографии по исследованию русской открытки.

В «Филателистической студии Пугачева» можно увидеть первую марку России (1858, 10 тыс. руб.), а вообще разброс цен на марки — от 10 руб. до нескольких миллионов.

Среди участников есть и хорошо знакомые по антикварным салонам «Бумажная коллекция Чапкиных» с гравюрами и открытками, арт-агентство «Колония» с графическими работами мастеров 1920–1930-х годов, «Среди коллекционеров» со своими изданиями. А компания «Антик-инвест» представила новый проект «Галерея графических искусств» с работами русских и советских авторов от Алексея Саврасова до Юрия Пименова и разбросом цен от двух тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

Выставочная и коммерческая части салона отлично дополняют друг друга, охватывая практически всю историю отечественных «бумажных работ». Из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких сформирована прелестная выставка «Русский графический портрет первой половины XIX века». На стыке истории, каллиграфии и печатного дела — выставка «Русская свадьба в приглашениях» из коллекции галереи «Бумажные сокровища», где можно увидеть карточки, которыми Михаил Васильевич Нестеров приглашал на свадьбу своей дочери Ольги; самая ранняя свадьба из этой коллекции состоялась в 1810 году.

Российская государственная библиотека искусств решила показать, насколько широка сфера интересов библиотеки, и выставила историю русского театра (назвав проект «Нетрадиционные виды библиотечного собирательства»), запечатленную на открытках с портретами известных актеров — вид собирательства, исключительно популярный в течение десятилетий до появления возможности вырезать портреты из журналов и скачивать из Интернета.

Международная конфедерация союзов художников, в закромах которой есть не только живопись, дающая громкие результаты на лондонских аукционах, представила выставку «Толщина времен» с графикой советских авторов 1960–1980-х годов (общий объем графической коллекции МКСХ — около 40 тыс. работ).

А если вы думаете, что шоколадные обертки — это обязательно что-то нежное и трогательное, посмотрите выставку Музея упаковки «Серебряный век русского фантика». Дореволюционный русский шоколад был суров: на обертках шоколадок «Борьба» изображены атлеты, демонстрирующие правильное выполнение борцовских захватов — одно из популярных спортивных развлечений начала ХХ века.

На ярмарке представила себя новая площадка под названием NewAuction, наследующая интернет-аукциону Molotok (он был закрыт в августе по решению иностранных коллекционеров). Как рассказала Алия Бирюкова, руководитель направления «Антиквариат и предметы коллекционирования» новой площадки, за первый месяц работы сайта newauction.ru на торги в соответствующем разделе было выставлено около 3,5 млн коллекционных лотов, каждую неделю регистрируется по несколько тысяч новых пользователей, которые уже успели сделать более 195 тыс. ставок на аукционных торгах.

В рамках образовательной программы «Старой бумаги» прошли мастер-классы и лекции, а также круглый стол, на котором антикварный обозреватель Надежда Назаревская рассказала о тенденциях и ценах на рынке уникальной и тиражной графики. Среди свежих трендов в России — рост цен на рисунки «первых имен», в частности соцреалистов Александра Дейнеки и Юрия Пименова, а также неожиданный спрос на старую русскую открытку.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+