18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

От рисунка Ивана Крамского до конфетных фантиков

Посетителям салона «Старая бумага», который продлится до 27 сентября на третьем этаже Центрального дома художника, не стоит опасаться, что они окажутся чужими на празднике жизни фанатичных любителей марок, открыток и старых бумажных денег. Организаторы сделали все, чтобы любой гость, хоть немного интересующийся «предметами коллекционирования из бумаги», нашел для себя что-то интересное и на стендах с графикой, букинистикой, гравюрами — здесь представлено 53 участника и 8 специальных экспозиций самых разных направлений.

Конечно, филателисты и филокартисты показали себя во всей красе. Центр третьего этажа занимает большая и очень разнообразная выставка Союза филателистов России, где интересно все: и открытки, и марки, и содержание открыток, и фамилии коллекционеров, людей достаточно известных.

Рядом можно всласть порыться в элегантных коробочках с открытками на стендах «Кожаной мозаики» и «Антикварной открытки», где самые старые экземпляры датируются концом XIX века. Дореволюционные открытки (часто в идеальном состоянии) оцениваются от 10 руб. до 30 тыс. руб. (по верхней планке оценена, например, открытка 1915 года, на которой портрет Николая II кисти Бориса Кустодиева, оригинал которого погиб во время революции); цены на советские открытки — в диапазоне от 5 до 10 тыс. руб. Арсен Мелитонян (куратор салона и президент Союза филокартистов России) сообщил на пресс-конференции о выпуске четырехтомной монографии по исследованию русской открытки.

В «Филателистической студии Пугачева» можно увидеть первую марку России (1858, 10 тыс. руб.), а вообще разброс цен на марки — от 10 руб. до нескольких миллионов.

Среди участников есть и хорошо знакомые по антикварным салонам «Бумажная коллекция Чапкиных» с гравюрами и открытками, арт-агентство «Колония» с графическими работами мастеров 1920–1930-х годов, «Среди коллекционеров» со своими изданиями. А компания «Антик-инвест» представила новый проект «Галерея графических искусств» с работами русских и советских авторов от Алексея Саврасова до Юрия Пименова и разбросом цен от двух тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.

Выставочная и коммерческая части салона отлично дополняют друг друга, охватывая практически всю историю отечественных «бумажных работ». Из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких сформирована прелестная выставка «Русский графический портрет первой половины XIX века». На стыке истории, каллиграфии и печатного дела — выставка «Русская свадьба в приглашениях» из коллекции галереи «Бумажные сокровища», где можно увидеть карточки, которыми Михаил Васильевич Нестеров приглашал на свадьбу своей дочери Ольги; самая ранняя свадьба из этой коллекции состоялась в 1810 году.

Российская государственная библиотека искусств решила показать, насколько широка сфера интересов библиотеки, и выставила историю русского театра (назвав проект «Нетрадиционные виды библиотечного собирательства»), запечатленную на открытках с портретами известных актеров — вид собирательства, исключительно популярный в течение десятилетий до появления возможности вырезать портреты из журналов и скачивать из Интернета.

Международная конфедерация союзов художников, в закромах которой есть не только живопись, дающая громкие результаты на лондонских аукционах, представила выставку «Толщина времен» с графикой советских авторов 1960–1980-х годов (общий объем графической коллекции МКСХ — около 40 тыс. работ).

А если вы думаете, что шоколадные обертки — это обязательно что-то нежное и трогательное, посмотрите выставку Музея упаковки «Серебряный век русского фантика». Дореволюционный русский шоколад был суров: на обертках шоколадок «Борьба» изображены атлеты, демонстрирующие правильное выполнение борцовских захватов — одно из популярных спортивных развлечений начала ХХ века.

На ярмарке представила себя новая площадка под названием NewAuction, наследующая интернет-аукциону Molotok (он был закрыт в августе по решению иностранных коллекционеров). Как рассказала Алия Бирюкова, руководитель направления «Антиквариат и предметы коллекционирования» новой площадки, за первый месяц работы сайта newauction.ru на торги в соответствующем разделе было выставлено около 3,5 млн коллекционных лотов, каждую неделю регистрируется по несколько тысяч новых пользователей, которые уже успели сделать более 195 тыс. ставок на аукционных торгах.

В рамках образовательной программы «Старой бумаги» прошли мастер-классы и лекции, а также круглый стол, на котором антикварный обозреватель Надежда Назаревская рассказала о тенденциях и ценах на рынке уникальной и тиражной графики. Среди свежих трендов в России — рост цен на рисунки «первых имен», в частности соцреалистов Александра Дейнеки и Юрия Пименова, а также неожиданный спрос на старую русскую открытку.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+