18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чем крупнее компания, тем более современное искусство она любит

№36
Материал из газеты

В свод крупнейших мировых корпоративных коллекций в этом году попало 81 собрание, в которых преобладает искусство ХХ века. И среди них только одно российское: 600 работ актуальных художников собрано кураторами Газпромбанка

Цель издания — выяснить, какие произведения собирают различные корпорации, чтобы прийти, в конце концов, к ответу на вопрос, что есть искусство, — так пишут в предисловии к толстенному тому его издатели Фридрих Конзен, Макс Холлен и Олаф Салье. Последний раз подобная книга выходила более десяти лет назад. В процессе подготовки ее составили список из 600 корпоративных коллекций по всему миру, из них выбрали 300 «активных», развивающихся. В итоге в издание вошла 81 коллекция, формируемая кураторами по определенному плану. Эти собрания показываются на выставках и постоянно растут.

Здесь немало страховых (крупнейшая из них, AXA Art Group, специализируется именно на искусстве) и логистических компаний, есть производители товаров категории люкс (Max Mara и Montblanc), сельскохозяйственной техники и кухонных вытяжек. Однако преобладают банки — и современное искусство.

Самая старая коллекция из попавших в книгу основана в 1850 году. Это собрание голландского банка Van Lanschot NV, в нем есть и Рембрандт, и Винсент Ван Гог, и Карел Аппел. Коллекция французской энергетической корпорации Engie родилась в 1858 году — вместе с Суэцким каналом, строительством которого и затем управлением занималась компания-прародитель. Но это исключения — большинство корпоративных коллекций создано в 80–90-е годы XX века, а некоторые еще позже.
Разнится и масштаб. От гигантской, знаменитейшей коллекции Deutsche Bank с представительствами в 70 странах мира (60 тыс. произведений) до голландского агентства по найму FSGroep, где на 36 служащих приходится 150 работ.

Некоторые собрания принесли владельцам доход: в  2010 году скульптуру Альберто Джакометти, попавшую в коллекцию Commerzbank вместе с поглощенным им Dresdner Bank, продали за $104,3 млн. В книге есть одна российская корпорация — Газпромбанк, коллекция которого создана в 2011 году и насчитывает около 600 работ современных русских художников.

В качестве причин, почему компании решили собирать искусство, они называют желание создать в офисах креативную атмосферу, сформировать привлекательное лицо бренда, стремление ассоциировать свой бренд с искусством, характеризуемым как «оригинальное, прогрессивное, креативное». Впрочем, если почитать эссе, написанные владельцами компаний и кураторами коллекций, в словах о «социальной ответственности и креативности» видно легкое лукавство. У истоков большинства коллекций стоит инициатива владельца или кого-то из топ-менеджмента, кого-то, кто увидел картину, скульптуру или фотографию и вдруг понял, что они могут изменить жизнь. Так что все эти люди просто любят искусство.

Friedrich Conzen, Max Hollein, Olaf Salié. Global Corporate Collections. Deutsche Standards Editionen GmbH. 2015. На английском языке

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+