Цель издания — выяснить, какие произведения собирают различные корпорации, чтобы прийти, в конце концов, к ответу на вопрос, что есть искусство, — так пишут в предисловии к толстенному тому его издатели Фридрих Конзен, Макс Холлен и Олаф Салье. Последний раз подобная книга выходила более десяти лет назад. В процессе подготовки ее составили список из 600 корпоративных коллекций по всему миру, из них выбрали 300 «активных», развивающихся. В итоге в издание вошла 81 коллекция, формируемая кураторами по определенному плану. Эти собрания показываются на выставках и постоянно растут.
Здесь немало страховых (крупнейшая из них, AXA Art Group, специализируется именно на искусстве) и логистических компаний, есть производители товаров категории люкс (Max Mara и Montblanc), сельскохозяйственной техники и кухонных вытяжек. Однако преобладают банки — и современное искусство.
Самая старая коллекция из попавших в книгу основана в 1850 году. Это собрание голландского банка Van Lanschot NV, в нем есть и Рембрандт, и Винсент Ван Гог, и Карел Аппел. Коллекция французской энергетической корпорации Engie родилась в 1858 году — вместе с Суэцким каналом, строительством которого и затем управлением занималась компания-прародитель. Но это исключения — большинство корпоративных коллекций создано в 80–90-е годы XX века, а некоторые еще позже.
Разнится и масштаб. От гигантской, знаменитейшей коллекции Deutsche Bank с представительствами в 70 странах мира (60 тыс. произведений) до голландского агентства по найму FSGroep, где на 36 служащих приходится 150 работ.
Некоторые собрания принесли владельцам доход: в 2010 году скульптуру Альберто Джакометти, попавшую в коллекцию Commerzbank вместе с поглощенным им Dresdner Bank, продали за $104,3 млн. В книге есть одна российская корпорация — Газпромбанк, коллекция которого создана в 2011 году и насчитывает около 600 работ современных русских художников.
В качестве причин, почему компании решили собирать искусство, они называют желание создать в офисах креативную атмосферу, сформировать привлекательное лицо бренда, стремление ассоциировать свой бренд с искусством, характеризуемым как «оригинальное, прогрессивное, креативное». Впрочем, если почитать эссе, написанные владельцами компаний и кураторами коллекций, в словах о «социальной ответственности и креативности» видно легкое лукавство. У истоков большинства коллекций стоит инициатива владельца или кого-то из топ-менеджмента, кого-то, кто увидел картину, скульптуру или фотографию и вдруг понял, что они могут изменить жизнь. Так что все эти люди просто любят искусство.
Friedrich Conzen, Max Hollein, Olaf Salié. Global Corporate Collections. Deutsche Standards Editionen GmbH. 2015. На английском языке