18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Чем крупнее компания, тем более современное искусство она любит

№36
Материал из газеты

В свод крупнейших мировых корпоративных коллекций в этом году попало 81 собрание, в которых преобладает искусство ХХ века. И среди них только одно российское: 600 работ актуальных художников собрано кураторами Газпромбанка

Цель издания — выяснить, какие произведения собирают различные корпорации, чтобы прийти, в конце концов, к ответу на вопрос, что есть искусство, — так пишут в предисловии к толстенному тому его издатели Фридрих Конзен, Макс Холлен и Олаф Салье. Последний раз подобная книга выходила более десяти лет назад. В процессе подготовки ее составили список из 600 корпоративных коллекций по всему миру, из них выбрали 300 «активных», развивающихся. В итоге в издание вошла 81 коллекция, формируемая кураторами по определенному плану. Эти собрания показываются на выставках и постоянно растут.

Здесь немало страховых (крупнейшая из них, AXA Art Group, специализируется именно на искусстве) и логистических компаний, есть производители товаров категории люкс (Max Mara и Montblanc), сельскохозяйственной техники и кухонных вытяжек. Однако преобладают банки — и современное искусство.

Самая старая коллекция из попавших в книгу основана в 1850 году. Это собрание голландского банка Van Lanschot NV, в нем есть и Рембрандт, и Винсент Ван Гог, и Карел Аппел. Коллекция французской энергетической корпорации Engie родилась в 1858 году — вместе с Суэцким каналом, строительством которого и затем управлением занималась компания-прародитель. Но это исключения — большинство корпоративных коллекций создано в 80–90-е годы XX века, а некоторые еще позже.
Разнится и масштаб. От гигантской, знаменитейшей коллекции Deutsche Bank с представительствами в 70 странах мира (60 тыс. произведений) до голландского агентства по найму FSGroep, где на 36 служащих приходится 150 работ.

Некоторые собрания принесли владельцам доход: в  2010 году скульптуру Альберто Джакометти, попавшую в коллекцию Commerzbank вместе с поглощенным им Dresdner Bank, продали за $104,3 млн. В книге есть одна российская корпорация — Газпромбанк, коллекция которого создана в 2011 году и насчитывает около 600 работ современных русских художников.

В качестве причин, почему компании решили собирать искусство, они называют желание создать в офисах креативную атмосферу, сформировать привлекательное лицо бренда, стремление ассоциировать свой бренд с искусством, характеризуемым как «оригинальное, прогрессивное, креативное». Впрочем, если почитать эссе, написанные владельцами компаний и кураторами коллекций, в словах о «социальной ответственности и креативности» видно легкое лукавство. У истоков большинства коллекций стоит инициатива владельца или кого-то из топ-менеджмента, кого-то, кто увидел картину, скульптуру или фотографию и вдруг понял, что они могут изменить жизнь. Так что все эти люди просто любят искусство.

Friedrich Conzen, Max Hollein, Olaf Salié. Global Corporate Collections. Deutsche Standards Editionen GmbH. 2015. На английском языке

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+