18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Писать на стенах запрещено. Рисовать — можно

№36
Материал из газеты

Коллекционеры долго не уделяли внимания искусству граффити как отпугивающему и непонятному, но эта техника постепенно получает признание — и рыночную оценку

Введенный в моду концептуалистами Cолом Левиттом и Лоуренсом Вайнером в 1960-х, этот метод используется и молодым поколением, в том числе такими художниками, как Вангечи Муту, Уго Рондиноне и Джефф Элрод.

Рисунки на стенах можно назвать древнейшей формой искусства: изображения в пещере Ласко во Франции были созданы 17,3 тыс. лет назад. Эта техника «каждый раз возрождается в соответствии с потребностями текущего культурного момента», говорит Клер Гилман, старший куратор нью-йоркского Центра рисунка, в котором сейчас выставляется граффити французского художника Абделькадера Беншамма (Изображение темной материи, до 1 марта 2016 года).

Медленная реакция

Но коллекционеры медленно улавливают этот тренд. В десятку самых дорогих аукционных лотов Левитта не входит ни одного рисунка на стенах, хотя они появляются на торгах «где-то раз в год», как утверждает Джоанна Флом, руководитель дневных торгов современного искусства в Sotheby’s. Концептуальные граффити Левитта и Вайнера стоят лишь малую часть от цены крупных живописных работ таких их коллег-минималистов, как Эд Рейнхардт и Брайс Марден.

Но ситуация меняется. Прошлой весной управляющий хедж-фонда Адам Сендер продал Настенный рисунок № 42 (1970) Левитта на Sotheby’s за $437 тыс. — это рекордная цена за произведение этого художника в этой технике. В июне на Art Basel галерея Marian Goodman отвела целую стену своего стенда под произведение Лоуренса Вайнера, которое было продано за $225 тыс., что на $40 тыс. больше, чем аукционный рекорд Вайнера в $185 тыс., установленный на Christie’s месяцем раньше.

Заметив рост числа запросов от коллекционеров, нью-йоркский страховщик Crystal & Company недавно начал предлагать страхование концептуального искусства.

Популярность и рыночный успех таких художников, как Бэнкси (работы которого можно приобрести с сертификатом из его мастерской) и Кары Уокер (чьи инсталляции из бумаги продаются по $500 тыс.), приучили коллекционеров к произведениям, которые создаются непосредственно на стене. «Это, скорее, интерес, но мы видим, что в это вовлекается все больше людей», — говорит Джоанна Флом.

К примеру, стоимость инсталляций варьируется; текстовая работа Майкла Крейга-Мартина может стоить меньше $100 (коллекционеры просто заказывают шрифт онлайн), в то время как крупная вещь Левитта получает оценку больше $10 тыс., если коллекционер хочет, чтобы для создания работы к нему приехал одобренный правообладателем специалист. Приятные новости: сертификат рисунка на стене застраховать куда дешевле, чем картину, а стоимость хранения и транспортировки равна нулю.

Секс с единорогом

«Граффити не очень-то легко приобрести: иногда нужны сертификаты; если вы переезжаете, вам нужно, чтобы работу сделали заново», — говорит дилер Барбара Глэдстоун. Этим летом ее галерея представила миниатюрную ретроспективу настенных рисунков: 16 художникам было предоставлено по одной стене в двух ее нью-йоркских отделениях.

Задачей выставки было продемонстрировать разнообразие этой техники. Художник Артуро Эррера использовал для нанесения на стену абстрактной композиции фресковую технику эпохи Ренессанса. Раймонд Петтибон создал настенное произведение, изображающее Сида Вишеса, басиста Sex Pistols, занимающегося сексом с единорогом.

Для Левитта — пионера концептуальной формы — рисунок на стене был способом, по словам Гилман, «отойти от ограниченного холста к ощущению, что искусство может вывести в реальный мир». Этот эффект присутствия одинаково нравится художникам, дилерам и коллекционерам. «У меня в спальне Левитт на всех четырех стенах, и это потрясающе», — признается Глэдстоун.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+