Введенный в моду концептуалистами Cолом Левиттом и Лоуренсом Вайнером в 1960-х, этот метод используется и молодым поколением, в том числе такими художниками, как Вангечи Муту, Уго Рондиноне и Джефф Элрод.
Рисунки на стенах можно назвать древнейшей формой искусства: изображения в пещере Ласко во Франции были созданы 17,3 тыс. лет назад. Эта техника «каждый раз возрождается в соответствии с потребностями текущего культурного момента», говорит Клер Гилман, старший куратор нью-йоркского Центра рисунка, в котором сейчас выставляется граффити французского художника Абделькадера Беншамма (Изображение темной материи, до 1 марта 2016 года).
Но коллекционеры медленно улавливают этот тренд. В десятку самых дорогих аукционных лотов Левитта не входит ни одного рисунка на стенах, хотя они появляются на торгах «где-то раз в год», как утверждает Джоанна Флом, руководитель дневных торгов современного искусства в Sotheby’s. Концептуальные граффити Левитта и Вайнера стоят лишь малую часть от цены крупных живописных работ таких их коллег-минималистов, как Эд Рейнхардт и Брайс Марден.
Но ситуация меняется. Прошлой весной управляющий хедж-фонда Адам Сендер продал Настенный рисунок № 42 (1970) Левитта на Sotheby’s за $437 тыс. — это рекордная цена за произведение этого художника в этой технике. В июне на Art Basel галерея Marian Goodman отвела целую стену своего стенда под произведение Лоуренса Вайнера, которое было продано за $225 тыс., что на $40 тыс. больше, чем аукционный рекорд Вайнера в $185 тыс., установленный на Christie’s месяцем раньше.
Заметив рост числа запросов от коллекционеров, нью-йоркский страховщик Crystal & Company недавно начал предлагать страхование концептуального искусства.
Популярность и рыночный успех таких художников, как Бэнкси (работы которого можно приобрести с сертификатом из его мастерской) и Кары Уокер (чьи инсталляции из бумаги продаются по $500 тыс.), приучили коллекционеров к произведениям, которые создаются непосредственно на стене. «Это, скорее, интерес, но мы видим, что в это вовлекается все больше людей», — говорит Джоанна Флом.
К примеру, стоимость инсталляций варьируется; текстовая работа Майкла Крейга-Мартина может стоить меньше $100 (коллекционеры просто заказывают шрифт онлайн), в то время как крупная вещь Левитта получает оценку больше $10 тыс., если коллекционер хочет, чтобы для создания работы к нему приехал одобренный правообладателем специалист. Приятные новости: сертификат рисунка на стене застраховать куда дешевле, чем картину, а стоимость хранения и транспортировки равна нулю.
«Граффити не очень-то легко приобрести: иногда нужны сертификаты; если вы переезжаете, вам нужно, чтобы работу сделали заново», — говорит дилер Барбара Глэдстоун. Этим летом ее галерея представила миниатюрную ретроспективу настенных рисунков: 16 художникам было предоставлено по одной стене в двух ее нью-йоркских отделениях.
Задачей выставки было продемонстрировать разнообразие этой техники. Художник Артуро Эррера использовал для нанесения на стену абстрактной композиции фресковую технику эпохи Ренессанса. Раймонд Петтибон создал настенное произведение, изображающее Сида Вишеса, басиста Sex Pistols, занимающегося сексом с единорогом.
Для Левитта — пионера концептуальной формы — рисунок на стене был способом, по словам Гилман, «отойти от ограниченного холста к ощущению, что искусство может вывести в реальный мир». Этот эффект присутствия одинаково нравится художникам, дилерам и коллекционерам. «У меня в спальне Левитт на всех четырех стенах, и это потрясающе», — признается Глэдстоун.