18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ее высочество коллекция графов Парижских

№36
Материал из газеты

По лотам, которые Sotheby's предложит на своих парижских торгах в сентябре, можно изучать историю Франции с ее интригами и колоритными персонажами. Но и качество произведений здесь на высоте: три уже признаны национальным достоянием

Двухдневный аукцион Sotheby’s (29 и 30 сентября) представит искусство из собрания знаменитой четы — графа и графини Парижских, наследников Орлеанской династии (Генрих Орлеанский и Изабель Орлеанская-Браганса были кузенами) и, по мнению монархистов, бывших полноправных претендентов на французский престол. Двести лотов из коллекции — живопись и графика старых мастеров, мебель, фарфор, награды и различные исторические артефакты — связаны с историей французского королевского дома и c отдельными представителями монаршей фамилии. Изначально все они были частью интерьеров различных резиденций герцогов Орлеанских, но после Июльской революции 1848 года вместе с хозяевами отправились в изгнание. Сто лет спустя, в 1950-е, когда был отменен указ, запрещавший представителям королевской династии находиться на территории Франции, коллекция вернулась на родину и с тех пор оставалась в частной собственности прямых потомков последнего французского монарха Луи-Филиппа. По лотам этой коллекции можно изучать историю Франции с ее тайнами, интригами и колоритными персонажами, но историческая ценность идет здесь рука об руку с безусловными художественными достоинствами (три лота официально признаны национальным достоянием, и за обладание ими, вероятно, будут бороться музеи). Среди бесспорных шедевров — два больших живописных портрета. Первый, написанный Филиппом де Шампенем, одним из основателей французской Академии живописи и скульптуры, любимцем Марии Медичи и кардинала Ришелье, изображает Людовика XIII  — в кудрявом парике и кружевах поверх доспехов. На втором, кисти Элизабет Виже-Лебрен, красуется Мария Аделаида де Бурбон, внучка мадам де Монтеспан (официальной фаворитки Людовика XIV) и мать последнего короля Франции. Совершенно уникальный лот — альбом рисунков Людовика XIV, согласно семейной традиции подаренный им сыну, графу Тулузскому. Наконец, в коллекции есть одна из королевских регалий — золотая цепь с крестом ордена Святого Духа, которую Луи-Филипп надевал на коронацию Карла Х в 1825 году (эстимейт €200–300 тыс.).

Помимо перечисленного, есть еще чем поживиться коллекционерам. Трогательный образец французской живописи времен Людовика XVI — сценка у колыбели будущего монарха Луи-Филиппа (1774) Николя Бернара Леписье (€150–200 тыс.), по тонкости серебристо-розовой гаммы сравнимая с работами Ватто и раннего Шардена. Детский столик для рисования, принадлежавший герцогу Шартрскому (мастерская Давида Рентгена), раскладывается для удобства и скрывает под столешницей ящички для принадлежностей (€150–250 тыс.). Аналогичный предмет есть в Эрмитаже — за ним рисовали внуки Екатерины II — будущий император Александр I и его брат Константин. Еще один лот — сервиз для завтрака с охотничьими сценами, подаренный в 1840 году королеве Марии-Амелии, выполнен на Севрской мануфактуре (€100–150 тыс.).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+