Из страха лишиться клиентов, поссориться с художниками или рассказать слишком много о любопытном характере своего призвания арт-дилеры вообще высказываются редко. Однако сейчас парижский галерист Бернар Видаль, в 1991 году основавший Galerie Vidal-Saint Phalle, выпустил небольшую, но увлекательную книгу, повествующую о 25-летнем опыте торговли искусством.
Составленные из ряда тонко обрисованных эпизодов, 32 главы этой книги приводят читателя на художественные ярмарки, в мастерские художников, званые ужины у коллекционеров, в крупнейшие музеи и в его собственную галерею, открытую всем посетителям без исключения.
Здесь мы встречаем элегантную графиню, которая пытается получить предпродажную скидку на том основании, что картину «в моей гостиной будут видеть очень хорошие люди», или же художника, одетого как банкир, который приносит портфолио из 52 полотен, изображающих эрегированные пенисы, и его жену, с признательностью во взгляде наблюдающую за тем, как Видаль силится выдавить из себя ответ («мне нравится формат… отличные фоны…»). Бернар Видаль вспоминает «последние торги» на Arco Madrid, где клиентка платит банкнотами, спрятанными в ее нижнем белье: «Она вошла в мою кладовку и спустила юбку, так что я мельком увидел черное кружево…»
Очаровательная и порой поэтичная, эта книга повествует о неурядицах и нелепостях «человеческой комедии», но, кроме того, и о радости, которая охватывает, когда вдруг удается повстречать коллекционера, который по-настоящему любит искусство.