18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Алмагуль Менлибаева: «Я каждый день снимаю видеохронику преображения этого конкретного места»

Алмагуль Менлибаева выставляется на всевозможных интернациональных биеннале с 2005 года. Только в Венеции ее работы показывали, кажется, трижды (в том числе в этом году), не говоря уже о биеннале в Сиднее, Киеве и Москве (Менлибаева участвовала в Четвертой Московской биеннале в 2011-м). Сейчас ее большая эффектная работа расположена в купольном зале Центрального павильона ВДНХ. Каждый день художница снимает видеодневник, фиксируя процесс создания единой экспозиции, а 1 октября, в последний день работы основного биеннального проекта, состоится премьера ее нового видео, рассказывающего о евразийском проекте на примере светофоров в разных городах мира. Фильм «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» будут показывать на поствыставке, получившейся в итоге десятидневного культурного строительства, до 1 ноября.


Алмагуль, одна ваша работа представлена в главном биеннальном зале. К сожалению, она висит слишком высоко, чтобы ее можно было рассмотреть вблизи. Или так задумано? И как она называется?

На нынешней Московской биеннале я принимаю участие в трех проектах. Один из проектов — Image — и висит под самым потолком. Эта фотография называется «Центр Евразии». Я сделала ее на действительно существующей географической метке центра Евразии, которая находится на территории Казахстана, в районе, где когда-то был советский ядерный полигон, и, символически, у мавзолея великого казахского поэта Абая.

Следующий мой биеннальный проект — видеопрограмма, состоящая из четырех фильмов: «Вечная невеста» (2002, 9 мин), «Яблоневый цвет» (2007, 7 мин), «Молоко для ягнят» (2010, 10 мин), «Queens» (2007, 17 мин). И также премьера моего нового фильма «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» (2015, 17 мин).

Что вам сказали, когда приглашали на биеннале?

Название нынешнего основного проекта «Как жить вместе» прекрасно подходит к теме выставки о Евразии. Кураторы Барт де Бар, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен выбрали ее не случайно. Мне было интересно узнать, что существовало несколько других, альтернативных идей евразийства, помимо тех, которые мы знаем и пытаемся построить. Например, существовали идеи развития Евразии у мыслителей и практиков из Англии, Индии и Франции. Наша нынешняя идея евразийства действительно видится как отдельный остров на большом континенте. Поэтому моя новая работа «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» касается темы единого культурного пространства. В ней международным языком общения служат правила дорожного движения — цвета светофора, которому все мы, независимо от национальности и гражданства, взглядов и пристрастий, следуем без всяких споров. Вполне возможно, что таким образом мы движемся в наше общее будущее.

Где вы работали над этим проектом?

Для фильма я снимала светофоры и людей в разных городах. В Берлине, Париже, Алма-Ате, Астане, Брюсселе, Антверпене. Это развивающийся проект, и я планирую включить в него и многие другие места. Теперь мне более интересны маленькие города, которые считают себя существующими вне центра.

В течение десяти дней биеннале вы снимаете видеодневник основного проекта. Что вам показалось самым важным?

Интересный вопрос. Сейчас могу точно сказать, что мне нравится сама форма, в которой представлена Шестая Московская биеннале, сам принцип ее организации, поскольку все три куратора — директора музеев современного искусства и они смогли хорошо проартикулировать особенность этой биеннале как места встречи, общения и трансформации для каждого конкретного участника. Ее девиз «Как жить вместе» говорит с нами через возможности современного искусства. Говорит с нами как с художниками, как с кураторами, как со зрителями. Современное искусство говорит и с самим местом, в котором биеннале проводится, — с Москвой как с городом.

Этот девиз порождает в нас собственные важные вибрации. Достаточно того, что биеннале проходит в здании, символизирующем эстетику эпохи сталинизма. Я вижу, как работы художников, лекции современных экономистов, социологов, философов преобразили советскую псевдоклассическую архитектуру, этот самодостаточный «остров», помогающий консерваторам ностальгировать по ушедшим временам. Я каждый день снимаю видеохронику преображения этого конкретного места, веду дневник, пытаясь передать атмосферу события. Осмысление того, что происходит здесь в течение десяти дней, и анализ этого процесса придут чуть позже, когда я займусь монтажом.

Ваша работа «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый» делалась с композитором Германом Поповым.

Художник по звуку, или, как это называлось по-старому, композитор этой работы, Герман Попов живет в Амстердаме, хотя родился в Одессе, на Украине. Мы уже много лет успешно работаем вместе. Это уникальный самодостаточный звуковой художник. В этом году мы сделали вместе успешный проект для Венецианской биеннале, спонсированный арт-фондом «Ярат» из Баку, его все еще показывают в павильоне «Союз огня и воды». Герман сделал немыслимое: он погрузил бакинские звуки в готику венецианской архитектуры. Для меня его работа очень важна.

Какие проекты у вас на очереди?

Я живу между Европой и Казахстаном. Планирую серию персональных выставок в Лондоне, Берлине и Алма-Ате. В планах также продолжить выставочный десятиканальный видеопроект «Огонь говорит со мной», который сейчас идет на Венецианской биеннале и который после окончания этой выставки покажут в Баку.

Алмагуль, что происходит в Казахстане с современным искусством?

Современное искусство в Казахстане развивается благодаря частным институциям. Поддержки со стороны государства нет, и все, что происходит в стране на актуальной арт-сцене, — плод сотрудничества художников с немногочисленными частными фондами.

Выставки, которые мне хотелось бы отметить из того, что было в этом году в Казахстане, — это прежде всего два крупных персональных проекта казахстанских художников Ербосына Мельдибекова и Елены и Виктора Воробьевых, осуществленных в галерее Aspan куратором Виктором Мизиано. Также в этом году прошел важный для нас алма-атинский фестиваль паблик-арта Arbat Fest с параллельной выставкой молодых художников. Ну и, может быть, еще «Культурный код» — выставка украинской художницы Оксаны Мась, организованная в Государственном музее искусств имени А. Кастеева в рамках все того же фестиваля московской галереей Artwin.

Похоже ли актуальное искусство Казахстана на современное российское? В чем схожести и различия?

Два наших художественных процесса, конечно же, заметно отличаются. Разница в том, что в нынешнем казахстанском искусстве нет ностальгии по прошлому, по ушедшему мнимому имперскому величию, а это отлично вписывается в общемировой тренд правильно понятой и пережитой постколониальной ситуации. Поэтому наши художники работают с абсолютно новым материалом, над собственным, совершенно оригинальным языком общения с внешним миром.


Беседовал Дмитрий Бавильский

Подробную хронику Шестой Московской биеннале современного искусства читайте здесь.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+