18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Алфавит «Алефбета»

В книгу Михаила Ямпольского «Живописный гнозис», изданную «Ш.П.Бреус», вошли два эссе, посвященные известнейшему художнику-концептуалисту Грише Брускину

Как известно, творческая биография Гриши Брускина примечательна тем, что в 1989 году его работа «Фундаментальный лексикон» была продана на первом московском аукционе Sotheby’s за ошеломительные для позднесоветского времени полмиллиона долларов. Некоторые исследователи называют другие суммы, но это не имеет особого значения: по собственному признанию художника, ему досталась лишь малая часть тех денег.

Киноведа, культуролога Михаила Ямпольского связывают с Брускиным годы дружбы и диалога, ставшего импульсом к написанию этой книги. «Живописный гнозис» состоит из двух статей: в одноименной первой анализируется шпалера «Алефбет», а во второй, куда меньшей по объему, — легендарный «Фундаментальный лексикон». Впрочем, Ямпольский не ограничивается только этими, довольно объемными работами. В поле его внимания попадают инсталляции Брускина «На краю» (2001), «Время «Ч» (2008–2012) и «Коллекция археолога» (2009), визуальные фрагменты из которых также можно найти в книге.

Кажется, Михаил Ямпольский не нуждается в особенном представлении. Вот уже более 20 лет он выпускает в год по крупной работе (книге), не считая статей о кино, литературе и философии. Пару лет назад он стал выступать и с философско-публицистическими текстами, за которые удостоился премии «Просветитель». Очерки Ямпольского привлекли к его работе внимание новой аудитории — молодых художников и гуманитариев. Возможно, на волне этого интереса Ямпольский обратился и к разбору явлений современного искусства, которое, кажется, им до этого почти не рассматривалось.

Вообще, книги Михаила Ямпольского — это констелляции различных способов анализа феноменов культуры, истории, политики и так далее: от культурологии он переходит к точным наукам, от искусствоведческих и киноведческих размышлений — к философским обобщениям. Можно сказать, что в своих книгах Ямпольский предлагает исследовательский опыт, оказавшийся ценным и заразительным для многих: рассматривать кино, литературу, современное искусство и прочее как части единого культурного опыта, которые могут (и должны!) анализироваться на соседних страницах, даже если они созданы в разные тысячелетия.

Подобный подход имеет как сторонников, приветствующих сближение гуманитарной мысли с актуальными культурными практиками и политическими событиями, так и противников, считающих, что при огромном количестве задействованных источников исследования Ямпольского лишены ясной мотивировки и методологии исследования.

В интервью и мемуарной прозе Гриша Брускин неоднократно говорил о важности для него тем еврейской идентичности и советской мифологии (видимо, в смысле Ролана Барта, на которого ссылается и Ямпольский). Как правило, художник посвящает этим крупным темам отдельные произведения, но в то же время они образуют своего рода «код» (как говорит сам мастер), делающий его творчество узнаваемым и в конечном итоге коммерчески успешным.

Гриша Брускин, как и, например, Илья Кабаков, принадлежит к художникам, эмигрировавшим в самом конце 1980-х и довольно быстро осознавшим необходимость построения биографического мифа, который бы выделял их на общем фоне и в то же время не прописывал по ведомству искусства Восточной Европы. Михаил Ямпольский использует это самоописание Брускина и, так сказать, пропускает его через сложную теоретическую конструкцию, в которой историография объединяется с гебраистикой, а Мартин Бубер «безболезненно» соседствует с Карлом Шмиттом. При этом он не ограничивается содержательной стороной произведений, но рассматривает их фактуру, способную сказать исследователю не меньше, чем само изображение (в первую очередь это касается шпалеры «Алефбет»). Намечая отношения между еврейской эсхатологией и советской повседневной мифологией, Ямпольский пишет о богооставленности мира «Фундаментального лексикона» и присутствии Бога в «Алефбете» («шехины талмудистов и каббалистов»).

Углубляя этот тезис, Ямпольский проводит линию от (бесконечно длящегося) апокалиптического времени, в котором пребывают фигуры «Фундаментального лексикона», до мира «индивидуального спасения» еврейского гностика в «Алефбете». В орбиту его рефлексии попадает и историческое измерение, переопределяемое Брускиным в каждом новом произведении (Ямпольский пишет об этом довольно подробно, обращаясь к тексту «О понятии истории» Вальтера Беньямина).

Линия исследования, прочерченная в книге «Живописный гнозис», отнюдь не пряма, но полна ответвлений, создающих отдельное измерение, которое можно назвать просвещенческим. (В скобках отмечу, что оборотной стороной авторской эрудиции оказывается безапелляционность формулировок, часть которых все-таки требует п(р)ояснения.)

То, что в рецензии упомянуто в двух предложениях, в книге раскрывается постепенно и на многих страницах: Ямпольский словно бы стремится назвать/исчерпать все смыслы, которые могло бы иметь произведение.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+