Интерес к Парижской школе у ГМИИ им. А.С.Пушкина давний. В 2011 году прошла масштабная выставка, познакомившая отечественного зрителя с самим феноменом Парижской школы. Выставка же работ Жюля Паскина (1885–1930) и Леонара Фужиты (1886–1968) не только продолжает тему, но и открывает новый цикл, посвященный мастерам этого заметного явления в искусстве между двумя мировыми войнами ХХ века. На выставке более 40 работ каждого мастера, причем многие из них посетители вряд ли смогут увидеть где-либо еще: музею их предоставили частные европейские собрания, доступ к которым обеспечила сокуратор московского проекта Сильви Бюиссон.
Почему Фужита и Паскин, художники со столь разными судьбами? Первый — потомок японских самураев, с ходу завоевавший Париж (куда приехал в 1913 году) своими изящными работами с изображением женщин и обожаемых им кошек. Паскин — портретист (тоже изображал женщин), виртуоз акварели и пастельных тонов, к успеху относился легко и карьеры в искусстве не строил, а перенапряжение из-за кабального контракта с галереей привело его к самоубийству. К тому же Паскин и Фужита никогда не были друзьями, хотя вращались в одних и тех же кругах. Тем не менее их имена часто упоминают рядом, может, из-за схожести тем.
На экспозицию два входа: зайдя с одного, попадаешь к работам Паскина, с другого — Фужиты. Так что можно проследить в любой последовательности творчество двух мастеров и после сравнить их.
Особый интерес на выставке представят ранние и поздние работы обоих художников, до этого в России не выставлявшиеся. В частности, малоизвестные крупноформатные панно Паскина (более 2 x 3 м), работавшего в основном в камерных формах. Одно из них представляет вид Туниса, куда он съездил трижды, а другое — библейскую сцену, тоже для него необычную. Будут и поздние работы Фужиты 1950–1960-х годов — периода, когда он принял католицизм, что отразилось на темах его произведений. Объединит же двух художников зал, где будут представлены произведения русских художников межвоенного двадцатилетия, испытавших на себе влияние Парижской школы: это «Группа 13» и ее самый яркий представитель Татьяна Маврина, в чьем творчестве находят сочетание импрессионизма, Парижской школы и русского народного искусства. «Если хотите, Маврина — это дальняя русская муза Парижской школы. Если бы Паскин и Фужита познакомились с ней лично, кто знает, к какому творческому взрыву это бы привело. Здесь мы такое столкновение провоцируем», — говорит Алексей Петухов, куратор выставки со стороны ГМИИ.