18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Черный квадрат в красном углу

№37
Материал из газеты

Приблизительную реконструкцию выставки, на которой был впервые показан «Черный квадрат», готовит Фонд Бейелера в Базеле. Свою лучшую живопись отдали на нее российские музеи и коллекции со всего мира

В год юбилея Черного квадрата Фонд Бейелера в Базеле создаст приблизительную реконструкцию (точная невозможна из-за малой сохранности и приблизительности документальных свидетельств) Последней футуристической выставки картин «0,10», которая проходила в Петрограде зимой 1915–1916 годов. Она знаменовала собой переход от кубизма и футуризма к супрематизму и конструктивизму, и именно там Казимир Малевич впервые представил свой Черный квадрат, повесив его в «красный угол», где по традиции располагались иконы. Именно после этой выставки картина обрела широкую известность. Кроме самого Малевича, в 0,10 участвовали еще 14 художников, работы которых также покажут в Базеле. Курировать В поисках «0,10» приглашен Мэтью Дратт, делавший выставку Малевича в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Выставка (4 октября — 10 января) обещает быть уникальной: произведения из своих собраний предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, российские региональные музеи, Центр Помпиду, Стеделейк-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке и другие институции. Некоторые экспонаты в Базель прибудут прямиком с масштабной выставки От Шагала до Малевича: революция авангарда, проходившей в залах Forum Grimaldi в Монако.
Практически одновременно с Фондом Бейелера Витебский областной краеведческий музей откроет посвященную 100-летию Черного квадрата выставку современных художников, испытавших влияние Малевича. Впрочем, основные мероприятия, приуроченные к памятной дате, уже прошли, и для большинства из них организаторы выбрали формат показа работ современных художников, так или иначе вдохновленных Малевичем. Отмечать юбилей знакового для русского искусства произведения начали еще в марте 2014 года: Союз архитекторов России представил проект Я Малевич, который объединил художников, разделяющих синтетический подход к искусству, близкий футуристам. Непосредственно в год юбилея первая выставка состоялась на родине художника — в Киеве, где был реализован посвященный знаменитому квадрату проект Гебломерос художников Антона Логова и Андрея Дудченко, открывшийся в феврале в «Я-галерее». В апреле в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске состоялась выставка Квадратура, где было показано около 200 работ в различных медиа, вдохновленных творчеством мастера. В мае Государственный музей современного искусства в Салониках показал более 100 картин и различных архивных материалов, связанных с самим Малевичем и с его учениками, из коллекции собирателя авангардного искусства Георгия Костаки, которая является основой собрания музея. Третьяковская галерея в рамках акции Ночь в музее в мае провела спецпроект Ночь в квадрате, в ходе которого художницы Галя Солодовникова и Александра Лерой интерпретировали наследие Малевича, а в здании галереи на Крымском Валу проходили бесплатные экскурсии, посвященные российскому искусству XX века, а также образовательное ток-шоу Беседы о «Черном квадрате» кураторов Елены Гонсалес и Вадима Кругликова. Московские галереи «ГРАУНД Ходынка» и «ГРАУНД Песчаная» в июле открыли проект Черное в квадрате: Малевич. Наука. Искусство, где показали работы голландских, белорусских и бельгийских художников на стыке науки и искусства, созданные под влиянием эстетических, философских и социальных идей Малевича.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+