В Санкт-Петербурге продолжаются судебные слушания по делу Елены Баснер, обвиняемой в посредничестве при продаже поддельной работы Бориса Григорьева коллекционеру Андрею Васильеву. Второго октября в Дзержинском районном суде были допрошены издатель и арт-дилер Леонид Шумаков и эксперт Александр Косолапов. Оба свидетеля вызваны в суд не в первый раз, в различных томах дела есть их показания, которые цитировались во время заседания.
В издательстве Леонида Шумакова «Золотой век» в 2007 году вышла монография Тамары Галеевой «Борис Григорьев». Зная, что Андрей Васильев заинтересован в приобретении произведений Бориса Григорьева, Шумаков показал ему фотографии работы «В ресторане». Получив изображения, коллекционер попросил сведения о провенансе вещи. Полученную от Шумакова информацию он изложил суду следующим образом: вещь происходит из старой ленинградской коллекции, разделенной на две части; эта работа опубликована в таком редком издании, как «Мой журнал для немногих» Александра Бурцева; сотрудник отдела рисунка Государственного Русского музея Юлия Солонович видела вещь и подтверждает ее подлинность — все это стало убеждающим при принятии решения о покупке. В предыдущих показаниях Васильева было неоднократно зафиксировано, что Шумаков непосредственно показывал работу Юлии Солонович. Напротив, Шумаков, не будучи лично знаком с Солонович, утверждал в суде, что только воспроизвел слова Елены Баснер: «Работу видела Солонович». По утверждению свидетеля, вся сделка заняла не больше десяти дней и он не называл имени продавца покупателю и наоборот.
Заведующий отделом научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа Александр Косолапов в 2013 году в качестве аттестованного эксперта Росохранкультуры проводил экспертизу картины «В ресторане» и дал заключение: представленная работа является подделкой, выполненной не раньше 1960–1970-х годов, по-видимому, с оригинала, причем копиист-фальсификатор был ограничен во времени доступа к оригиналу. О неподлинности приобретенной Васильевым вещи свидетельствует множество прямых и косвенных признаков, от использованных пигментов и наличия подготовительного рисунка до качества картона. «Это картина, сложная для определения на глаз, но очень легкая для технологической экспертизы. Ее делал высокий мастер — человек, стоящий большого внимания в художественной среде», — заявил эксперт, добавив, что возможность анализа подобного уровня сегодня есть только у Эрмитажа. Нельзя найти универсального знатока, утверждает Александр Косолапов, эксперт с 45-летним стажем. «Искусствоведы смотрят на картины не так, как технологи. Они используют чувства, глаз и знания, и это называется историко-стилистический анализ. Как правило, это здорово работает, но бывают вещи такого высокого уровня, что не берутся на глаз и которые не распознает ни один искусствовед. Существуют случаи, где ошибались очень именитые люди, значительно более известные, чем я или Елена Вениаминовна», — закончил Косолапов, приведя множество примеров из мировой и собственной практики.
Следующее заседание суда состоится 12 октября. Судебные приставы продолжают разыскивать Муслима Сабирова, передавшего поддельную работу на экспертизу в Центр им. Грабаря, важного для обеих сторон свидетеля.