18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Александр Косолапов: «Существуют случаи, где ошибались очень именитые люди, значительно более известные, чем я или Елена Вениаминовна»

В Санкт-Петербурге продолжаются судебные слушания по делу Елены Баснер, обвиняемой в посредничестве при продаже поддельной работы Бориса Григорьева коллекционеру Андрею Васильеву. Второго октября в Дзержинском районном суде были допрошены издатель и арт-дилер Леонид Шумаков и эксперт Александр Косолапов. Оба свидетеля вызваны в суд не в первый раз, в различных томах дела есть их показания, которые цитировались во время заседания.

В издательстве Леонида Шумакова «Золотой век» в 2007 году вышла монография Тамары Галеевой «Борис Григорьев». Зная, что Андрей Васильев заинтересован в приобретении произведений Бориса Григорьева, Шумаков показал ему фотографии работы «В ресторане». Получив изображения, коллекционер попросил сведения о провенансе вещи. Полученную от Шумакова информацию он изложил суду следующим образом: вещь происходит из старой ленинградской коллекции, разделенной на две части; эта работа опубликована в таком редком издании, как «Мой журнал для немногих» Александра Бурцева; сотрудник отдела рисунка Государственного Русского музея Юлия Солонович видела вещь и подтверждает ее подлинность — все это стало убеждающим при принятии решения о покупке. В предыдущих показаниях Васильева было неоднократно зафиксировано, что Шумаков непосредственно показывал работу Юлии Солонович. Напротив, Шумаков, не будучи лично знаком с Солонович, утверждал в суде, что только воспроизвел слова Елены Баснер: «Работу видела Солонович». По утверждению свидетеля, вся сделка заняла не больше десяти дней и он не называл имени продавца покупателю и наоборот.

Заведующий отделом научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа Александр Косолапов в 2013 году в качестве аттестованного эксперта Росохранкультуры проводил экспертизу картины «В ресторане» и дал заключение: представленная работа является подделкой, выполненной не раньше 1960–1970-х годов, по-видимому, с оригинала, причем копиист-фальсификатор был ограничен во времени доступа к оригиналу. О неподлинности приобретенной Васильевым вещи свидетельствует множество прямых и косвенных признаков, от использованных пигментов и наличия подготовительного рисунка до качества картона. «Это картина, сложная для определения на глаз, но очень легкая для технологической экспертизы. Ее делал высокий мастер — человек, стоящий большого внимания в художественной среде», — заявил эксперт, добавив, что возможность анализа подобного уровня сегодня есть только у Эрмитажа. Нельзя найти универсального знатока, утверждает Александр Косолапов, эксперт с 45-летним стажем. «Искусствоведы смотрят на картины не так, как технологи. Они используют чувства, глаз и знания, и это называется историко-стилистический анализ. Как правило, это здорово работает, но бывают вещи такого высокого уровня, что не берутся на глаз и которые не распознает ни один искусствовед. Существуют случаи, где ошибались очень именитые люди, значительно более известные, чем я или Елена Вениаминовна», — закончил Косолапов, приведя множество примеров из мировой и собственной практики.

Следующее заседание суда состоится 12 октября. Судебные приставы продолжают разыскивать Муслима Сабирова, передавшего поддельную работу на экспертизу в Центр им. Грабаря, важного для обеих сторон свидетеля.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+