В октябре один из ведущих мировых лидеров и коллекционеров дизайна Патрик Сеген откроет в Мэйфейре новую галерею — свое первое выставочное пространство за пределами Парижа. В ноябре после пятилетнего перерыва аукционный дом Sotheby’s снова запускает аукционы дизайна. Оба события свидетельствуют о том, что рынок самых дорогих объектов XX и XXI веков — сфера весьма утонченная — оживляется.
«Лондон — стратегический город, поскольку многие из наших коллекционеров либо живут здесь, либо регулярно проводят время», — говорит Сеген. Его новое пространство будет посвящено прежде всего ретроспективным экспозициям. Среди экспонатов, которые представят на первой выставке, — реконструкция временного павильона для школьных занятий, сделанного для парижского пригорода Вильжуиф Жаном Пруве (1956, оценена в €3,5 млн). Мебель из богатого ассортимента галереи также можно будет приобрести.
Sotheby’s перестал проводить лондонские торги дизайна ХХ века в 2010 году (прежде они проходили раз в два года). Его последний специализированный аукцион принес £1,5 млн с 130 лотов, около 30% которых остались непроданными. Теперь, с 4 ноября этого года, аукционный дом возвращает эту категорию. «Появляется все больше людей, желающих декорировать и меблировать свои лондонские дома в этом по-настоящему интернациональном городе», — говорит Сесиль Вердье, заведующая в Sotheby’s дизайном ХХ века. Аукционный каталог, включающий около 170 лотов, будет опубликован в октябре.
В сентябре в Сомерсет-Хаусе прошла первая Лондонская биеннале дизайна. Ее директор Кристофер Тернер надеется, что она «станет исследованием общей кураторской темы и не будет носить откровенно коммерческий характер». Тернер также является заместителем директора Лондонского фестиваля дизайна (прошел 19–27 сентября), запущенного в 2003 году и постепенно приобретающего все больший авторитет. В этом году в его программу вошли проекты в Музее Виктории и Альберта, а также дополнительные выставки-продажи.
Но, несмотря на оживление в Лондоне, ключевыми центрами дизайна все же остаются Нью-Йорк и Париж. Carpenters Workshop Gallery, у которой есть пространства в Париже и Лондоне, в ноябре открывает в последнем галерею. Дилер дизайна XX и XXI веков Cristina Grajales Gallery переезжает этой осенью в пространство площадью 550 кв. м к северу от парка Мэдисон-сквер на Манхэттене.
Лондон становится все более притягательным для сверхбогатых всего мира. Они приобретают престижную современную недвижимость, которую необходимо обставлять, что способствует росту рынка. Дидье Крентовски, основатель галереи винтажного и современного дизайна Galerie Kreo, утверждает, что Париж, где находится его бизнес, по-прежнему остается центром дизайна. Однако он соглашается с тем, что «клиентура в Лондоне интернациональна и динамична, как нигде больше».
Учитывая высокую фотогеничность многих предметов дизайна, дилеры и специалисты аукционных домов рассказывают, что прощупывают почву в таких социальных сетях, как, например, Instagram. «Изображения могут привлекать сами по себе», — говорит Сиенна Патти, которой принадлежит галерея искусства и дизайна в Леноксе в штате Массачусетс.
Меган Ньюкомб, директор разработки цифровой стратегии Phillips, рассказала New York Times о том, что опубликованное Пирсом Броснаном в его аккаунте в Instagram фото, где он позирует на фоне кушетки Локхид Марка Ньюсона, с подписью «и да начнутся торги», в апреле этого года помогло продать футуристический алюминиевый шезлонг за £2,4 млн.
После финансового кризиса 2008 года рынок современного дизайна оставался вялым с редкими всплесками вроде случившейся в 2012 году на нью-йоркских торгах Christie’s продажи стада из 24 алюминиевых овец (1965) покойного дизайнера Франсуа-Ксавье Лаланна за $5,7 млн. Однако благодаря коллекционерам с широким кругом интересов этот рынок постепенно растет. Марк Бенда, сооснователь нью-йоркской галереи Friedman Benda, говорит: «Число коллекционеров, которые хотят жить в окружении интересных, значительных или важных произведений искусства, велико и продолжает расти. Это касается и искусства на стенах, и скульптуры в саду, и стульев, на которых вы сидите».
Ар-деко — период, показывающий самый большой рост в объеме, а постмодернизм — в стоимости; согласно ежегодному докладу по дизайну онлайн-аналитика DeTnk, с 2013 по 2014 год они выросли на 26% и 42% соответственно.
«Великое в дефиците, так что рынку приходится создавать новых любимчиков. Примером может служить огромный рост цен на Джо Понти», — говорит лондонский коллекционер Джулиан Трегер. В апреле на лондонских торгах Phillips стол орехового дерева Понти (1959) принес £194,5 тыс. — это самая высокая цена на отдельное произведение этого дизайнера.