Первую масштабную ретроспективу живого классика Николая Касаткина покажут в Новом Манеже. Пейзаж — самый известный публике и любимый художником жанр. В своих пейзажах мастер использует приемы реалистической живописи XIX столетия (в частности, Исаака Левитана, который, по словам Касаткина, остается для него главным художником настроения в пейзаже) и достижения авангарда (мастер нередко говорит о влиянии Роберта Фалька, работы которого, впервые увиденные им в начале 1960-х, стали для него откровением). Повлияли на Касаткина и его современники, собственная узнаваемая манера художника сложилась в кругу представителей «другого искусства»: друзьями художника были Эрик Булатов, Олег Васильев, Илья Кабаков.
В большинстве ретроспектив кураторы предпочитают идти от Адама — первых ученических проб и рисунков, однако галерист Сергей Попов, курирующий выставку в Новом Манеже, предлагает зрителю проследить развитие художественного метода Касаткина в обратном порядке. Экспозиция будет построена от последних произведений к более ранним — всего более сотни живописных работ, графических листов и объектов, многие из которых ранее нигде не выставлялись. Работы на выставке будут сгруппированы в серии, собранные вокруг конкретной идеи и формы отношения картины и зрителя.
Вещи из своих собраний предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Московский музей современного искусства, а также ряд региональных музеев, включая Смоленский государственный музей-заповедник. В Смоленской области художник родился и там же проводит каждое лето. Именно летние виды Смоленщины чаще всего возникают в пейзажах Николая Касаткина.