Решение проводить дополнительные торги русским искусством в Лондоне в ситуации, когда и основные, традиционно проходящие в начале декабря и начале июня, на грани провала, кажется рискованным. Однако директор аукционного дома Екатерина Макдугалл считает нововведение необходимым: «Если продавать русское искусство только два раза в год, покупатели могут позабыть про него, ведь другие разделы рынка невероятно активны». Весенний опыт дома вроде бы подтверждает эту концепцию: в марте MacDougall’s устроил аукцион русского фарфора и распродал 70% коллекции.
И вот 12 октября пройдут еще одни межсезонные торги, на которых будет объединено советское и постсоветское искусство — от провозглашения принципов соцреализма до нынешней эпохи.
По мнению устроителей, в разделе советского искусства сейчас сильный перекос цен и торги помогут его выявить и даже исправить. «Работы Николая Терпсихорова, яркого представителя соцреализма, ученика Константина Коровина, оцениваются в £5–7 тыс., а произведения его современника Александра Дейнеки — в миллионы. Причем я считаю, что не Дейнека должен подешеветь, а Терпсихоров — подорожать», — считает Екатерина Макдугалл. Кроме того, итоги торгов покажут, какова сейчас реакция русских покупателей в целом на реализм ХХ века, к которому с энтузиазмом возвращаются коллекционеры всего мира.
Топ-лотом торгов будет полотно Александра Дейнеки 1933 года За занавеской (£2–3 млн). Из-за интимной тематики (нагая красотка) оно нигде не экспонировалось, а было подарено художником другу Федору Богородскому и хранилось в его семье. На торгах есть тиражная графика и фарфор, но больше всего именно живописи: официальных советских академиков (как Аркадий Пластов или Дмитрий Налбандян), нонконформистов (Оскар Рабин, Владимир Немухин), основоположников «сурового стиля» (Виктор Попков). Завершается аукцион работами Натальи Нестеровой и Валерия Кошлякова.