18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Как найти Малевича

«В поисках „0,10. Последней футуристической выставки картин“» — если не идеальный, то оптимальный способ отпраздновать 100-летие «Черного квадрата» Казимира Малевича. Бесспорно, самой знаменитой, знаковой, загадочной и проклинаемой картины ХХ века. Выставка открылась в Базеле, в Фонде Бейелера, и стоит только изумляться, почему не в Санкт-Петербурге. Там «Черный квадрат» был впервые явлен публике на выставке «0,10. Последняя футуристическая выставка картин», вернисаж которой состоялся 19 декабря 1915 года в доме № 7 по Марсову полю.

Однако российские музеи — Русский, Третьяковская галерея и еще полтора десятка счастливцев — обладателей полотен основателей русского авангарда — предпочли вывезти свои сокровища на гастроли, а не заниматься куда более сложной работой по реконструкции исторического события. Зато с ней отлично справился базельский музей, собравший со всего мира произведения Казимира Малевича и других участников той выставки. И предоставивший зрителям массу дополнительных материалов: фотографии, рецензии на выставку, подробные сведения о художниках.

В Базеле показывают не реконструкцию: воссоздать выставку 1915 года невозможно. Ее каталог не иллюстрирован, названия многих работ условны, и сохранилась приблизительно треть из 154 показанных произведений. Две участницы — Ксения Богуславская и Анна Кириллова — присутствуют в Базеле только фотографиями и биографиями (заметим, что статей о них нет даже в недавно вышедшей «Энциклопедии русского авангарда»). Зато остальные 12 художников представлены если не теми же вещами, что и 100 лет назад, то созданными в это же время. Натан Альтман — одним натюрмортом, Василий Каменский — книжной графикой, Мария Васильева — тремя красивыми пейзажами. Одним контррельефом, живописным рельефом и многочисленными фотографиями утерянных работ — Владимир Татлин. Как и на петербургской выставке, он стал вторым главным героем, соперником Малевича, лидером московских художников, новатором. Несколько картин Ольги Розановой, Веры Пестель, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Ивана Клюна, Михаила Менькова и Ивана Пуни (здесь у него 14 работ, в Петербурге было 23) сами по себе составили бы отличную выставку русского авангарда. Но «В поисках „0,10“» затеяна не ради них.

23 супрематические картины Казимира Малевича развешены в залах на почтительном расстоянии. Повторять историческую ковровую развеску с «Черным квадратом» в красном углу, как она запечатлена на фотографии 1915 года, в Базеле не стали. Прием уже не раз был использован в музейной практике. Ударным сделали ряд с «Черным квадратом» из Третьяковки, «Черным кругом» из частной коллекции и «Черным крестом» из Центра Помпиду. Так куратор выставки Мэтью Дратт уже делал на выставке Малевича в Музее Гуггенхайма в 2002 году. И, как и тогда, черная геометрия производит серьезное впечатление своим сокрушительным лаконизмом.

Третьяковская галерея привезла в Базель не самого именинника, а его авторскую копию 1929 года, выглядящую значительно свежее оригинала. Помимо российских музеев, несколько ярких композиций предоставил амстердамский Стеделейк-музей, еще несколько поступили из частных собраний, среди них две из Галереи Гмужинской. Одна супрематическая композиция Малевича принадлежит Фонду Бейелера. И Сэм Келлер, директор фонда и инициатор выставки, был счастлив, что смог подобрать ей такую великолепную компанию. Еще он рассказал, что подготовка «В поисках „0,10“» заняла несколько лет и российские музеи оказали ему огромную, в том числе научную, помощь.

В качестве оммажа выставке «В поисках „0,10“» Фонд Бейелера открыл большую экспозицию «Черное солнце», где собраны работы классиков модернизма и современных художников, связанные с малевичевским шедевром. Начинается все с композиции Василия Кандинского и геометрии Пита Мондриана, потом идут работы еще 34 художников — звезд прошлого и этого века, в том числе Марка Ротко, Энди Уорхола, Ричарда Серры, Герхарда Рихтера, Дэмиена Херста, Олафура Элиассона.

Материалы по теме:
Черный квадрат в красном углу
Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+