18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На открытие Центра Эрмитажа на ЗИЛе в Москву привезут петербургскую часть коллекций Щукина и Морозова

В Москве сегодня в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства состоялась презентация проекта музейного центра Эрмитаж-Москва, который по заказу занимающейся застройкой бывшей территории ЗИЛа компании ЛСР спроектировал Хани Рашид (бюро Asymptote Architecture). Ранее Эрмитаж привлекал этого архитектора для работы над проектом Эрмитаж — Гуггенхайм.

«Главное — найти баланс между четким функционализмом и абсолютной эстетикой и красотой, потому что основное здесь будет происходить внутри здания», — сказал Рашид, представляя макет проекта. Визуально, по его словам, все будет похоже на трехмерную модель проуна Эль Лисицкого.

Известно, что в здании запланированы галереи для показа искусства классического толка и экспериментального, а на нижнем уровне появится необычное общественное пространство со входом со стороны парка.

«Это формирует центр здания, и там вы себя чувствуете так, будто попали в особый город. Это будет место с бесплатным входом, открытое абсолютно для всех», — сказал архитектор.

Выше расположится образовательная зона, следом — галереи по схеме «модернизм — современное искусство — концептуальное искусство», поход по которым может завершиться на крыше здания с ресторанами и кафе.

Со своей стороны, заведующий отделом современного искусства Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков рассказал, что сейчас макет постоянно курсирует между Нью-Йорком, Москвой и Санкт-Петербургом, поскольку центр Эрмитаж-Москва создается при активном участии трех сторон: архитектора, музея и девелопера.

По словам Озеркова, все российские и зарубежные эрмитажные центры, участники проекта «Большой Эрмитаж», концептуально разные. Московский будет связан с современным искусством и программой «Эрмитаж 20/21», которой музей занимается с 2007 года. Выставки в Петербурге и Москве, за редким исключением, будут дублироваться. «Акцент будет сделан на том, чтобы привезти в Москву то, что никогда здесь не показывалось», — отметил он.

Также планируются к показу произведения из бывшего спецхрана Эрмитажа, запасников: в музее из 3 млн экспонатов демонстрируется примерно десятая часть. Кроме того, в центре будут проходить крупные международные фестивали вроде Европейской биеннале современного искусства Manifesta, которую в прошлом году принял Эрмитаж.

В некотором смысле сенсацией обещает стать выставка, которой пока что планируется открыть центр Эрмитаж-Москва. На нее собираются привезти эрмитажную часть работ импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, поделенных в 1940-е годы между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина после расформирования Государственного музея нового западного искусства. О воссоединении разрозненных собраний мечтала президент ГМИИ Ирина Антонова и даже просила об этом президента РФ Владимира Путина. В итоге решили, что собрать их вновь возможно только на базе виртуального музея, который вот-вот запустят в Сети.

«Один из вариантов открытия этого здания — привезти в Москву некоторые работы из собраний Щукина и Морозова, которые таким образом на время могут вернуться в Москву», — рассказал Озерков.

Также в Эрмитаже пообещали показывать в Москве искусство, которое не подходит для Петербурга, города более пуританского, по словам Озеркова.

«Какие-то вещи, которые мы не можем показать у себя, мы будем показывать в Москве. Это касается каких-то произведений, связанных с эротикой, нормами поведения. Мы не боимся нападок на эти вещи, потому что у нас был опыт общения с любителями искусства, когда на выставке братьев Чепмен были непонятные истории негативной реакции. Главное — диалог в искусстве, который составляет культуру и ее поддерживает», — отметил он.

Помимо традиционной музейной инфраструктуры и фондохранилища, в центре будет также таможенная зона, которая облегчит работу с привозными выставками.

Центр Эрмитаж-Москва станет доминантой обширной культурной составляющей комплекса «ЗИЛАРТ», где, помимо жилья и офисов, построят несколько театров и концертный зал. Бюджет строительства и точные сроки его открытия пока что не называются. Известно, что это произойдет до 2022 года, когда будет построен весь комплекс.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+