18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что останется за стеной

На фоне горячих обсуждений памятника князю Владимиру, который грозят возвести на Боровицкой площади, по городу поползли слухи о якобы готовящемся сносе исторических построек — и тоже рядом с Кремлем.

Речь идет о зданиях на углу Китайгородского проезда и Варварки, их точный адрес: ул. Варварка, д. 14, стр. 1 и 2. И тот же адрес значится на сайте Творческого производственного объединения «Резерв» — компании, победившей в закрытом конкурсе на проектирование «многофункционального комплекса с гостиницей класса люкс в Зарядье». В 2017 году здесь должна быть введена в строй гостиница Mandarin Oriental — первый в России отель знаменитой сети. Каждый, кто видел хоть один объект Mandarin Oriental в Гонконге, откуда сеть родом, или в любой другой стране, знает: маленьких гостиниц они не строят. А большая здесь уже была.

Показательно, что в ТПО «Резерв» от комментариев на этот счет отказались, заявив лишь, что «проект гостиницы еще не был согласован и находится на доработке». И сослались на заявление Москомархитектуры: «Дома на Варварке и Китайгородскую стену сносить не будут».

Еще не хватало стену ломать! Ее «родной» фрагмент — тот, что ближе к Варварке, — стоит тут с XVI века. Когда-то в Зарядье, между набережной Москва-реки и Варваркой, был живой город — переулки, дома. Те здания, что мы видим, — последние. Те самые, под № 14, строения 1 и 2.

Первое строение, примыкающее к Китайгородской стене, — дом, возведенный в начале XX века в стиле модерн архитектором Жериховым, ныне занятый конторами. Второе строение занимает огромную территорию и уходит крыльями во двор. Кажется, что это постройка советской эпохи, а на самом деле — переделанный при Микояне для нужд Минпищепрома дом страхового общества «Янтарь» (1893, архитектор Иванов). Трехэтажный, позже надстроенный и лишенный роскошного фасада с ризалитами. Однако капитальные стены сохранены.

Как сообщил на условиях анонимности источник TANR, весной 2015 года в связи с предстоящим обустройством парка «Зарядье» обсуждалась судьба обоих зданий. Институт Генплана Москвы по заказу Минкульта РФ (Московский Кремль — памятник федерального значения) разработал проект зоны охраны, ее режим и регламент на весь квартал № 17, и проект получил положительную экспертизу. По нему необходимо сохранить ценные элементы, фасады и объемы зданий. Эту информацию подтвердил один из подписавших документ экспертов — Андрей Баталов, заместитель гендиректора Музеев Московского Кремля и известный специалист в области древнерусской архитектуры.

Таким образом, легально снести или глобально перестроить здания невозможно. Но вспомним, что реконструкция и новое строительство в охранных зонах вообще запрещены — кроме мер, направленных на регенерацию. Под регенерацией логично понимать восстановление исторической среды, однако понятие это в законе не расшифровано, и здесь возникает лазейка, в которую рассчитывают пролезть — и обычно пролезают — застройщики, возводящие крупные объекты в центре Москвы.

«Можно понимать регенерацию как буквальное восстановление исторических объектов, — комментирует ситуацию наш источник. — Если здесь стоял деревянный сарай, его и надо восстановить. Но есть вторая точка зрения: регенерация — сохранение масштабных, типологических и планировочных характеристик. Не цепляться за каждую малоценную пристройку, возможно, даже пойти на увеличение объемов — незначительное, которое не изменит типологию, планировку и масштаб».
Три или четыре этажа — объекты из одного масштабного реестра. А пять этажей или десять — из разных. Соблюсти закон — значит сохранить масштабный реестр.

Помимо этого, на Варварке действуют ограничения ЮНЕСКО. Здания не входят в охранную зону Кремля, в терминологии ЮНЕСКО это «буферная зона». Как объясняет источник TANR, «в отношении таких мест не существует четких норм, но есть рекомендации — не изменять ландшафт, если это может нанести ущерб памятнику». Появление парка на месте гостиницы «Россия» меняет ландшафт — но вроде бы в интересах восприятия памятника. Многоэтажный отель может оказаться ему во вред.

Последнее слово здесь принадлежит парижскому бюро ЮНЕСКО, их эксперт должен оценить масштаб гипотетических потерь или приобретений. Известно, что эксперт уже побывал в Москве. Его резолюция еще не опубликована, но ждать, видимо, осталось недолго. Хочется поторопить, потому что вдоль Китайгородской стены уже возводят другую стену. Большую, высотой как раз с дом на углу. Случись что, за стеной мы этого уже не увидим.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+