В экспозицию вошло более 70 работ разных лет из собрания Русского музея, семьи художника и частных коллекций, в том числе фонда IN ARTIBUS. Поволжские пейзажи, Берендеев лес, лесные озера, сказочные зимние поляны — глядя на эпические пейзажи Николая Ромадина (1903–1987), трудно поверить, что он учился во Вхутемасе, главной лаборатории авангарда 1920-х. Его первыми преподавателями были Александр Древин, Роберт Фальк, Илья Машков, но своим учителем он считал не благоговевшего перед «-измами» Дмитрия Щербиновского, выпускника Императорской академии художеств, ученика Павла Чистякова и Ильи Репина. От блестящего рисовальщика Щербиновского Ромадин унаследовал безупречную точность рисунка — его живопись можно назвать ювелирной благодаря этой дисциплине, хотя, как правило, писал он без предварительного рисунка, работал точным мазком и богатой оттенками цветовой палитрой, в лучших традициях импрессионизма.
В 1930-е годы Ромадину не удалось пройти мимо соцреализма — он писал Феликса Дзержинского, клеймил интервенцию. Этот опыт оказался для художника столь травматичным, что многие работы этого периода он после уничтожил. «В 1937 году я вернулся к методу, выработанному самоучкой, — методу маленьких этюдов с натуры», — вспоминал позже Ромадин. Выбор пейзажа как главного для себя жанра стал окончательным и бесповоротным, не в последнюю очередь благодаря поддержке замечательного мастера пейзажа Николая Крымова, с которым Ромадин познакомился в 1938 году. Первая персональная выставка Ромадина-пейзажиста состоялась в 1940 году, и ее посетил другой классик — Михаил Нестеров. Его Ромадин тоже считал своим учителем в искусстве: «Частые встречи и продолжительные беседы с Нестеровым оставили во мне глубокий след. Много мудрого рассказал он мне…» Однако отшельником Ромадин не стал. Его пейзажные циклы не раз были отмечены государственными наградами. За серию картин Волга — русская река, написанную в годы войны, он получил Сталинскую премию. Однако в пристрастии Ромадина к родным осинам нет фальши. Сфокусировавшись на пейзажной живописи, он выбрал дорогу в жизни, позволившую не изменять своим идеалам и в то же время не выпасть из социальной реальности. Пейзажами Ромадина восхищался Константин Паустовский: «Его полотна — поэма о России». Художник действительно объездил всю Россию, написав немало заповедных мест, часами простаивая на солнцепеке или по колено в воде. Нынешняя ретроспектива дает возможность по-новому увидеть живопись Ромадина. Бесконечная череда меланхолически-лирических пейзажей складывается в единый образ, в каком-то смысле современный и постмодернистский: художник писал свои сюжеты в постоянном диалоге с Венециановым, Левитаном, Нестеровым, значительно расширив лексикон русского пейзажа. «Я рано понял, изучая голландцев, что если можно добиться чего-то в искусстве, то только если бить в одну точку… Я это понял, избрал пейзаж, где последующая работа продолжает задачи предыдущей и таким образом не прерывает искания», — зафиксировал он в своем дневнике.