18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Борис Годунов. Только подлинная история, без домыслов и мифов

№37
Материал из газеты

Около 150 редких экспонатов расскажут о времени правления русского царя

На выставке в Музеях Московского Кремля, посвященной Борису Годунову (1551–1605), покажут около 150 экспонатов, датируемых рубежом XVI–XVII веков, из ведущих музеев, в том числе Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Исторического музея. Трон, иконы, головные уборы, книги, царские атрибуты, принадлежавшие Борису Годунову, расскажут подлинную, без домыслов историю царя. Ведь личность Годунова по сей день окружена мифами и легендами — вспомнить хотя бы драму Пушкина, представившего его убийцей сына Ивана Грозного. Многие из этих мифов затем опровергались, в том числе и этот кровавый домысел в его биографии.

По сохранившимся источникам, никогда до Годунова русский двор не был столь великолепен. Царь покровительствовал искусствам: инициировал строительство нескольких храмов, в его правление процветали иконопись, декоративно-прикладное искусство и миниатюра. Постепенно сложился и стиль, получивший позже название «годуновский классицизм».

Однако Борис был не единственным меценатом в роду Годуновых. Его дядя и сестра Ирина, выданная замуж за сына Ивана Грозного Федора, тоже питали слабость к художествам. На выставке впервые широкой публике покажут Годуновскую псалтирь с 600 миниатюрами, которую Дмитрий Иванович Годунов подарил костромскому Ипатьевскому монастырю. Она была выполнена в 1591 году писцом Софронием в Москве.

Не чурался царь и импортных предметов роскоши. Его скипетр и держава были выполнены ювелирами из Западной Европы. Скипетр, скорее всего, происходит из мастерской императора Священной Римской империи Рудольфа II, а держава — произведение златокузнецов южногерманских городов. Трон Годунова был сделан в Персии; обитый персидским бархатом, с цветочно-растительным орнаментом на золотых пластинах, он послужил и его преемникам. Драгоценный кубок, выполненный в Нюрнберге, — свидетель учреждения патриаршества в 1589 году (Борис Годунов, в то время «премьер-министр» при царе Федоре Иоанновиче, стал инициатором основания Московского патриархата и принес в дар первому патриарху Московскому Иову кубок). О происхождении некоторых экспонатов выставки эксперты до сих пор не сошлись во мнении, как, например, в случае со знаменитой шапкой Мономаха. Древнейший царский атрибут датирован рубежом XIII–XIV веков. По одной из версий, шапка Мономаха — это золотая тюбетейка, полученная в дар от Узбек-хана Иваном Калитой и впоследствии увенчанная крестом. По другой — это дар византийского императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Мономаху.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+