18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

О важности слоников Фаберже

Императорское яйцо и его утерянный сюрприз встретились на конференции в Музее Фаберже

В Музее Фаберже в Петербурге прошла международная конференция «Камнерезное искусство». Несмотря на кажущуюся архаичность темы, доклады и дискуссии шли очень живо, доказывая, что точку в «фабержеведении» ставить рано. А в конце конференции случилось настоящее открытие.

Фирма Карла Фаберже славится не только пасхальными яйцами, но и резными из камня фигурками людей, животных и цветами. Так что интерес частного Музея Фаберже, основанного фондом Виктора Вексельберга «Связь времен», к этой теме объясним. «Мы выбрали именно камнерезное искусство в качестве темы для нашей, уже второй, международной конференции по многим причинам, — рассказал первый заместитель директора Музея Фаберже Михаил Овчинников. — В частности, потому, что искусство русских мастеров-камнерезов признано во всем мире, и потому, что тут есть прямая связь с современными художниками и коллекционерами».

Конференция вышла далеко за академические рамки, обозначив неожиданно живые, даже конфликтные точки: европейская и отечественная школы «фабержеведения», интерпретация истоков творчества мастеров Фаберже, «уральская» и «европейская», и оптимистический и пессимистический взгляды на современное состояние камнерезного искусства. На нее собрались искусствоведы, директора и кураторы музеев, историки и эксперты, мастера-ювелиры из России, США, Германии, Великобритании.

«Такие дискуссии, — сказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s, через руки которого прошли многие самые дорогие работы фирмы Фаберже, — единственная возможность соединить две школы изучения наследия великого ювелира, европейскую и русскую. Большую часть XX века существовала только европейская, до перестройки в России Фаберже никто не занимался. Потом появилась очень сильная российская школа, основанная на доскональном изучении архивов. А теперь российская школа еще и разделилась на два поколения, старшее и молодое».

Представитель европейской школы исследователь Александр фон Солодкофф знаком, кажется, со всеми самыми закрытыми коллекциями фигурок Фаберже, он показал собравшимся никогда не экспонировавшиеся фигурки моряка и крестьянки из зарубежных частных собраний. Признанный российский исследователь Валентин Скурлов рассказал об ассортименте камнерезной продукции Фаберже (лидирует нефрит — и слоники). Эксперт Российского аукционного дома Светлана Честных остановилась на истории самой дорогой на сегодня каменной фигурки Фаберже — камер-казака Пустынникова, которая была продана за $6,435 млн на аукционе Stair Galleries. На момент продажи фигурка распалась на части — и особенностям реставрации таких фигурок, а также особенностям экспертизы (100-летние остатки рыбьего клея, которым соединялись у Фаберже детали фигурок, подделать невозможно) был посвящен особый раздел конференции.

Молодые исследователи и музейщики из Екатеринбурга посвятили свои доклады камнерезным промыслам Западного Урала, влияние которых на изделия Фаберже они оценивают очень высоко. Андрей Гилодо, заведующий отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, рассказал о продукции камнерезных артелей советской России 1920–1930-х годов, в которых работали мастера дореволюционной выучки и нередко использовались старые запасы камня.

Острую полемику вызвала оценка современного этапа камнерезного искусства (на время конференции была устроена небольшая выставка современных работ); споры вызывало не мастерство — но кризис тематики.

Апофеозом конференции стала лекция Кэролайн де Гито, старшего куратора британской Королевской коллекции. Она, впервые на публике, рассказала о своем открытии. Всем известно яйцо «Бриллиантовая сетка», подаренное Александром III его супруге Марии Федоровне в 1892 году, ныне оно принадлежит семье Макферрин из Техаса и многократно выставлялось. Однако с 1920-х годов это яйцо бытует без сюрприза — а он был, заводной слоник-автоматон из слоновой кости, с крестами из бриллиантов по бокам и золотой башенкой на спине. Кэролайн де Гито, подробно описывая предметы Фаберже из британской Королевской коллекции, нашла именно такого — но как доказать, что он сделан Фаберже и для яйца «Бриллиантовая сетка»? Тема слона с крестами и коронами — это мотив древнего датского ордена Слона (императрица Мария Федоровна в девичестве — датская принцесса Дагмара). Оставалось найти на сюрпризе клеймо. После того как слоника завели и он пошел, покачивая головой (хвостик у бедняжки утрачен), обнаружилось, что верх башенки на его спине снимается, как крышечка, а под ней — клеймо великой фирмы. Таким образом, можно считать доказанным, что слоник из британской Королевской коллекции — это сюрприз из императорского яйца фирмы Фаберже, хранящегося в частной коллекции в США. Разделенные океаном, эти предметы впервые «встретились» на конференции в Петербурге.

Полная версия выступления Кэролайн де Гито:

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+