В Музее Фаберже в Петербурге прошла международная конференция «Камнерезное искусство». Несмотря на кажущуюся архаичность темы, доклады и дискуссии шли очень живо, доказывая, что точку в «фабержеведении» ставить рано. А в конце конференции случилось настоящее открытие.
Фирма Карла Фаберже славится не только пасхальными яйцами, но и резными из камня фигурками людей, животных и цветами. Так что интерес частного Музея Фаберже, основанного фондом Виктора Вексельберга «Связь времен», к этой теме объясним. «Мы выбрали именно камнерезное искусство в качестве темы для нашей, уже второй, международной конференции по многим причинам, — рассказал первый заместитель директора Музея Фаберже Михаил Овчинников. — В частности, потому, что искусство русских мастеров-камнерезов признано во всем мире, и потому, что тут есть прямая связь с современными художниками и коллекционерами».
Конференция вышла далеко за академические рамки, обозначив неожиданно живые, даже конфликтные точки: европейская и отечественная школы «фабержеведения», интерпретация истоков творчества мастеров Фаберже, «уральская» и «европейская», и оптимистический и пессимистический взгляды на современное состояние камнерезного искусства. На нее собрались искусствоведы, директора и кураторы музеев, историки и эксперты, мастера-ювелиры из России, США, Германии, Великобритании.
«Такие дискуссии, — сказал Алексей Тизенгаузен, глава русского отдела Christie’s, через руки которого прошли многие самые дорогие работы фирмы Фаберже, — единственная возможность соединить две школы изучения наследия великого ювелира, европейскую и русскую. Большую часть XX века существовала только европейская, до перестройки в России Фаберже никто не занимался. Потом появилась очень сильная российская школа, основанная на доскональном изучении архивов. А теперь российская школа еще и разделилась на два поколения, старшее и молодое».
Представитель европейской школы исследователь Александр фон Солодкофф знаком, кажется, со всеми самыми закрытыми коллекциями фигурок Фаберже, он показал собравшимся никогда не экспонировавшиеся фигурки моряка и крестьянки из зарубежных частных собраний. Признанный российский исследователь Валентин Скурлов рассказал об ассортименте камнерезной продукции Фаберже (лидирует нефрит — и слоники). Эксперт Российского аукционного дома Светлана Честных остановилась на истории самой дорогой на сегодня каменной фигурки Фаберже — камер-казака Пустынникова, которая была продана за $6,435 млн на аукционе Stair Galleries. На момент продажи фигурка распалась на части — и особенностям реставрации таких фигурок, а также особенностям экспертизы (100-летние остатки рыбьего клея, которым соединялись у Фаберже детали фигурок, подделать невозможно) был посвящен особый раздел конференции.
Молодые исследователи и музейщики из Екатеринбурга посвятили свои доклады камнерезным промыслам Западного Урала, влияние которых на изделия Фаберже они оценивают очень высоко. Андрей Гилодо, заведующий отделом металла и камня Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, рассказал о продукции камнерезных артелей советской России 1920–1930-х годов, в которых работали мастера дореволюционной выучки и нередко использовались старые запасы камня.
Острую полемику вызвала оценка современного этапа камнерезного искусства (на время конференции была устроена небольшая выставка современных работ); споры вызывало не мастерство — но кризис тематики.
Апофеозом конференции стала лекция Кэролайн де Гито, старшего куратора британской Королевской коллекции. Она, впервые на публике, рассказала о своем открытии. Всем известно яйцо «Бриллиантовая сетка», подаренное Александром III его супруге Марии Федоровне в 1892 году, ныне оно принадлежит семье Макферрин из Техаса и многократно выставлялось. Однако с 1920-х годов это яйцо бытует без сюрприза — а он был, заводной слоник-автоматон из слоновой кости, с крестами из бриллиантов по бокам и золотой башенкой на спине. Кэролайн де Гито, подробно описывая предметы Фаберже из британской Королевской коллекции, нашла именно такого — но как доказать, что он сделан Фаберже и для яйца «Бриллиантовая сетка»? Тема слона с крестами и коронами — это мотив древнего датского ордена Слона (императрица Мария Федоровна в девичестве — датская принцесса Дагмара). Оставалось найти на сюрпризе клеймо. После того как слоника завели и он пошел, покачивая головой (хвостик у бедняжки утрачен), обнаружилось, что верх башенки на его спине снимается, как крышечка, а под ней — клеймо великой фирмы. Таким образом, можно считать доказанным, что слоник из британской Королевской коллекции — это сюрприз из императорского яйца фирмы Фаберже, хранящегося в частной коллекции в США. Разделенные океаном, эти предметы впервые «встретились» на конференции в Петербурге.
Полная версия выступления Кэролайн де Гито: