XVIII век во Франции — век обольщения, наслаждения и любовных интриг. Одурманенный сладким хмелем придворных утех, он на всех парах летел к революции. Но это все будет потом, а пока балом правят удовольствия. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) был главным живописцем того времени. Его искусство с неистовством и светской элегантностью препарирует тонкие вариации чувств и любовных порывов, восхваляя радость жизни.
От ранних жеманных пасторалей до поздних аллегорических полотен, от хитов и до редко появляющихся на публике рисунков и иллюстраций откровенно эротического содержания, в частности к басням Жана де Лафонтена и Неистовому Роланду Лудовико Ариосто, — на выставку съедутся более 80 произведений Фрагонара из государственных и частных коллекций Европы и США.Фрагонар был учеником Франсуа Буше, придворного живописца Людовика XV. От него молодой художник перенял жеманный рокайльный почерк, эту «вульгарную элегантность», которую, впрочем, он очень скоро начал оттачивать чувственностью и тонким вкусом. В картине Счастливые возможности качелей маленькая деталь — подъем изящной ножки, игриво выскакивающей из-под разлетающихся юбок, эротичнее любой обнаженной груди. Его Купальщицы резвым духом близки Буше, а томными телами уже тянутся к Рубенсу. Под влиянием живописи фламандцев и голландцев Фрагонар создает свою знаменитую картину Выигранный поцелуй (Метрополитен-музей). Работает он и над «галантными празднествами» в духе Антуана Ватто. В 1770–1780 годах Фрагонар создает Задвижку и Поцелуй украдкой — последние оммажи галантному веку. В разгорающийся революционный огонь Шодерло де Лакло подбросил свои Опасные связи — Франция рвалась на баррикады, а искусство взяло курс на классицизм. Излюбленная тема принимает у Фрагонара аллегорические формы, и этой новой, серьезной любви он отдается, кажется, с куда меньшим наслаждением, чем когда-то распутству.